От своих требований профсоюз не отступит

На последних парламентских слушаниях по теме: «Законодательное обеспечение реализации государственной  образовательной политики», которые прошли 8 ноября в Госдуме, Председатель  Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, озвучивая позицию Профсоюза в отношении нового закона «Об образовании в РФ»,  отметила, что  с самого начала работы над законопроектом,  Профсоюзнастойчиво и последовательно отстаивает закрепление  в законе принципиально значимых  социальных-экономических гарантий и мер социальной поддержки работников образования.  О том, каким образом Профсоюз решает эту задачу, мы беседуем с Галиной Ивановной Меркуловой.

-Галина Ивановна, принятие закона вышло на финишную прямую, что сегодня  делается для того, чтобы предложения Профсоюза, были приняты?

- Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, стоит сказать, что Профсоюз, сразу же, с момента появления Концепции «Закона об образовании в Российской Федерации», включился в работу по подготовке этого очень важного, не только для системы образования, но  для общества в целом, документа. Более того, в наших региональных и первичных организациях общественное обсуждение законопроекта началось задолго до официального обсуждения в Интернете. Необходимость этого была очевидна. Во-первых, для не посвященных в юридические тонкости работников образования текст  закона сложен для восприятия, т.е. требовалось разъяснение статей проекта. Во-вторых, кому как не учителям, преподавателям вузов, студентам, тем, кого закон касается в первую очередь, принимать участие в его подготовке? И, в третьих, нам необходимо было сформировать консолидированное мнение при подготовке пакета поправок к законопроекту. Уже в июне 2010 года нами было подготовлено более 60 поправок к 20 статьям законопроекта, касающихся, прежде всего, приоритетных вопросов определения и законодательного закрепления государственных гарантий развития системы образования, основ правового и социального статуса педагогических работников  и обучающихся, гарантий при реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Свои замечания мы направляли в  Минобрнауки России, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Российский Союз ректоров и другие заинтересованные структуры, размещали на сайте общественного обсуждения законопроекта. И это лишь часть нашей  большой работы над законопроектом, верхушка айсберга. Более подробно о работе Профсоюза над законопроектом можно узнать из информации, подготовленной  специалистами правового отдела, которая опубликована на нашем сайте.

- Ваши  поправки в последующих версиях закона были учтены?

-  Не в полной мере, конечно, но свыше 30% поправок Профсоюза нашли отражение в новой редакции закона от 15 июля 2011 г. («версия 3.0»).  Учитывая это, мы посчитали возможным поддержать в целом проект, подготовленный Минобрнауки России. Понятно, что разногласия оставались и, на каждом этапе обсуждения законопроекта Профсоюз системно предлагал очередные очень серьёзные, юридически выверенные предложения, касающиеся,  прежде всего,социально-экономических прав  работников образования и студенчества. Последние наши предложения сформулированы в «Обращении к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 23 сентября 2012 года. Надо отметить, что на парламентских слушаниях 8 ноября из уст  руководителей Госдумы и многих выступающих звучала поддержка по  каждой из позиций, которых мы добиваемся. А это значит, что наша работа не осталась без внимания , и надеемся, что  поправки будут внесены в закон.

- Какие требования, по вашему мнению, требуют обязательного  закрепления?

- Все они обозначены и в Обращении, и  в информационном плакате, которые опубликованы на нашем сайте, в газете и  распространяются среди всех работников образования.   Обозначу лишь часть из них. Это  закрепление в законопроекте положения о финансировании школ и детских садов путем выделения муниципалитетам субъектами Российской Федерации целевых субвенций, а не «иных межбюджетных трансфертов», как это предусмотрено сейчас в проекте закона. Также законодательного закрепления требует состав расходов  финансируемых за счёт субвенций, а это, в первую очередь, расходы на оплату труда работников. Обязательно должно найти своё отражение в новом законе об образовании - положение о минимальных государственных гарантиях, касающихся установления заработной платы педагогических работников всех образовательных организаций, определяемых на уровне не ниже средней зарплаты по экономике соответствующего субъекта РФ. Законодательного закрепления требуют также сроки и порядок увеличения заработной платы всех категорий педагогических работников как это предусмотрено  майским Указом Президента Российской Федерации. Непременно должны быть сохранены действующие социальные льготы и гарантии для педагогических работников, и в первую очередь, права педагогических работников на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в сельской местности. Мы уверены, что нынешний уровень заработной платы пока не дает возможности отказываться от этих социальных льгот и гарантий. В серьезной доработке нуждается блок, касающийся вопросов социальных прав и гарантий для студенчества. Здесь, в первую очередь, нас волнует отсутствие в законопроекте необходимых гарантий по размерам государственной стипендии как академической, так и социальной. Также мы считаем необходимым закрепить в законопроекте такиепозиции как: сохранение досрочной пенсии педагогических работников; компенсация за книгоиздательскую продукцию; установление предельных размеров платы  и коммунальные услуги за проживание студентов в общежитиях и так далее. Как видите,  наши требования -  реальны и необходимы. Отступать от них Профсоюз не будет.

- А  есть   позиции, которыми вы готовы пожертвовать ради социального спокойствия?

- Зачем чем - то жертвовать? Все наши позиции, я повторюсь, осмысленны, юридически и экономически выверены, подготовлены с учётом мнения членов профсоюза и поддерживаются ими. И, как показали последние слушания, также не вызывают отторжения у представителей думских фракций.

- Что если требования Профсоюза не будут учтены при рассмотрении законопроекта?

- Я не думаю, что можно проигнорировать мнение  свыше 1,2 миллионов человек, которые уже  поставили свои подписи под нашим Обращением, «отмахнуться» от  тех  38 тысяч  телеграмм, уже направленных от первичных организаций профсоюза в адрес Госдумы, Правительства и даже Президента России. Последовательная системная работа всего профсоюза, всех его членов, даёт нам полное моральное право настоятельно требовать законодательного закрепления всех  наших требований.  И , если потребуется, Профсоюз готов  к дальнейшим решительным действиям.

- Т.е. возможны митинги, демонстрации, приостановка работы?

- Возможны. Исполнительный комитет Профсоюза предусмотрел рассмотрение вопроса о сроке и формах дальнейшего проведения Всероссийской акции в поддержку требований Профсоюза.Но стоит ли  игнорировать мнение  Профсоюза, представляющего 4,5  миллиона работников образования и доводить ситуацию  до таких мер? Наверное, для всех лучше договориться, что называется, «на берегу».

Краткая информация об участии Общероссийского Профсоюза образования в подготовке и обсуждении проекты Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

2009-2010 г.г. Обсуждение в региональных(межрегиональных) организациях Профсоюза Концепции «Закона об образовании в Российской Федерации», обобщение и анализ  предложений организаций Профсоюза, формирование общих принципиальных замечаний и предложений.

Январь 2010 г.Разработаны и направлены в заинтересованные структуры  принципиальные замечания и предложения  Профсоюза по концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Март 2010 г.Участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по образованию и науке с участием членов Экспертного совета по законодательному обеспечению образования при Комитете, посвященном обсуждению концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

8 июня 2010 г.Стартовала  профсоюзная кампании по обсуждению законопроекта в целях формирования общей позиции  Профсоюза при подготовке пакета поправок в текст законопроекта.

17 июня 2010 г. Заседание Комитета Государственной Думы по образованию:«О ходе подготовки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». По предложению Минобрнауки России и межведомственной рабочей группы, при активной поддержке Профсоюза,обсуждение законопроекта, учитывая  его важность и необходимость обеспечения его широкого общественного обсуждения, было продлено.

Сентябрь 2010 г. На заседании Комитета Государственной Думы по образованию по вопросам подготовки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Профсоюз представил Министерству образования и науки РФ конкретные предложения по отдельным вопросам законопроекта.

13 октября 2010 г. На  парламентских слушаниях, проходивших  в режиме видеотрансляции в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (были подключены 72 субъекта РФ) Профсоюз представил замечания и предложения по  ряду статей законопроекта.

Декабрь2010 г.Региональные (межрегиональные) организации профсоюза  приняли активное участие  в  общественном обсуждениипроекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на специальном сайте в Интернете.

Декабрь 2010.Организована работа по сбору и  обобщению предложений в законопроект, поступающих  от организаций Профсоюза, КСП Профсоюза и СКС Профсоюза.

Январь 2011 г.Подготовлены и направлены в заинтересованные структуры предложения Профсоюза к 20 статьям законопроекта, содержащие более 60 поправок, касающихся, прежде всего, приоритетных вопросов определения и законодательного закрепления государственных гарантий развития системы образования, основ правового и социального статуса обучающихся и педагогических работников, гарантий при реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Март 2011 г. Профсоюз озвучивает свою позицию на  парламентских слушаниях «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые проводились Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

15 июля 2011 г. На официальном сайте Минобрнауки России для дальнейшего обсуждения опубликована новая редакция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (т.н. «версия 3.0»), в которой  нашли отражение свыше 30% поправок Профсоюза.

14 октября 2011 г. В адрес Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию были направлены предложения Профсоюза в проект парламентских слушаний по теме «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где были изложены основные позиции Профсоюза в отношении законопроекта.

1 квартал 2012 г. Обсуждение отдельных позиций законопроекта на рабочих совещаниях представителей Профсоюза и Минобрнауки России.

Май 2012 г. В региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза  идёт обсуждение  представленного в Правительство РФ Министерством образования и науки   РФ обновленного варианта законопроекта.

24 мая 2012 г. На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Председателем Профсоюза Г.И. Меркуловой представлена официальная позиция Общероссийского Профсоюза образования по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Май-июль 2012.Встречи  и консультации специалистов Общероссийского Профсоюза образования,  Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ по вопросам изменения отдельных положений законопроекта об образовании, касающихся, в первую очередь, правового и социального статуса работников образования и обучающихся.

26 июля 2012 г. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» рассмотрен на заседании Правительства РФ и в целом одобрен. Принимая во внимание, что в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учтены многие замечания и предложения Общероссийского Профсоюза образования.

23 сентября 2012 г. Исполком Профсоюза принимает  «Обращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации»

Сентябрь 2012 г. Стартовала акция Профсоюза по  широкому информированию работников образования по основным требованиям Профсоюза в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, а также по  сбору и направлению подписей,  телеграмм членов Профсоюза  в поддержку Обращения Профсоюза.

30 октября 2012 г.  Постановление  Исполкома Профсоюза «О действиях Профсоюза в связи с рассмотрением во втором чтении Государственной Думой проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором обозначена необходимость организации встреч руководства Профсоюза с лидерами фракций в Государственной Думе по вопросам поставленным в Обращении,  и  активизации  информационного сопровождения Акции и работы по сбору и направлению подписей, телеграмм членов Профсоюза в поддержку Обращения.

8 ноября 2012 г. Парламентские слушания «Законодательное обеспечение реализации государственной  образовательной политики» по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой в первом чтении, на которых позицию Профсоюза по закреплению в новом федеральном законе принципиально значимых гарантий, связанных с обеспечение трудовых прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки педагогических работников и студентов озвучила Председатель Профсоюза Галина Меркулова.

Полная версия информации опубликована на сайте Профсоюза.

Copyright © 2010-2015 Рязанская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Разработка и создание сайтов - КА62