Понедельник, 20 Сентябрь 2021
Бюллетень информационно-методический №10 (новое в законодательстве)
- Информация:
- Опубликовано: 20.09.2021 08:58
- Категория Информационная работа
Бюллетень информационно-методический №10 (охрана труда)
Новое в законодательстве по охране труда.
Министерство труда в июне 2020 года сообщило о совершенствовании законодательства в области защиты здоровья работающих.
Основные цели, которые преследовал законодатель, - сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве, снижение нагрузки на работодателя.
Ранее на практике работодатели устраняли ситуации, опасные для жизни и здоровья сотрудников, уже после произошедшего несчастного случая. Направленность была на недопущение впредь травм на предприятии.
Сейчас работодателей призывают к своевременной оценке рисков и предотвращению возможности несчастных случаев.
Министерством труда проведена инвентаризация 113 нормативно-правовых актов (НПА). В результате инвентаризации упразднено 83 документа, которые приняты до 2012 года, поскольку они не соответствуют современным условиям. 30 документов, принятых или измененных в период с 2012-го по 2019 год, пересмотрены с учетом риск-ориентированного подхода и соответствия уровню технологического развития.
Минтруд запланировал принять 48 НПА, соответствующих современным требованиям к обеспечению безопасности работников различных организаций, из которых 40 - это приказы, утверждающие Правила по охране труда (ПОТ).
1.Новые правила по охране труда.
Министерство труда в июне 2020 года сообщило о совершенствовании законодательства в области защиты здоровья работающих.
Основные цели, которые преследовал законодатель, - сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве, снижение нагрузки на работодателя.
Ранее на практике работодатели устраняли ситуации, опасные для жизни и здоровья сотрудников, уже после произошедшего несчастного случая. Направленность была на недопущение впредь травм на предприятии.
Сейчас работодателей призывают к своевременной оценке рисков и предотвращению возможности несчастных случаев.
Министерством труда проведена инвентаризация 113 нормативно-правовых актов (НПА). В результате инвентаризации упразднено 83 документа, которые приняты до 2012 года, поскольку они не соответствуют современным условиям. 30 документов, принятых или измененных в период с 2012-го по 2019 год, пересмотрены с учетом риск-ориентированного подхода и соответствия уровню технологического развития.
Минтруд запланировал принять 48 НПА, соответствующих современным требованиям к обеспечению безопасности работников различных организаций, из которых 40 - это приказы, утверждающие Правила по охране труда (ПОТ).
Перечень измененных Правил по охране труда,
утвержденных в 2020 году и вступивших в законную силу 01.01.2021 г.
№ п\п |
Правила по охране труда |
Приказ Минтруда России |
Срок действия с 01.01.2021 до …. |
Утративший силу НПА
|
|
1 |
в морских и речных портах |
№ 343н от 15.06.2020 |
31.12.2025 |
№ 30н от 21.01.2019 |
|
2
|
в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ |
№ 644н от 23.09.2020
|
31.12.2025
|
№ 835н от 02.11.2015 |
|
3 |
при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта |
№ 652н от 25.09.2020 |
31.12.2025 |
Ранее не было единых ПОТ |
|
4 |
при проведении работ в метрополитене
|
№ 721н от 13.10.2020
|
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ
|
|
5 |
в сельском хозяйстве
|
№ 746н от 27.10.2020 |
31.12.2025
|
№ 76н от 25.02.2016
|
|
6 |
при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов |
№ 753н от 28.10.2020 |
31.12.2025
|
№ 642н от 17.09.2014
|
|
7 |
в жилищно-коммунальном хозяйстве |
№ 758н от 29.10.2020 |
31.12.2025
|
№ 439н от 07.07.2015
|
|
8 |
при нанесении металлопокрытий
|
№ 776н от 12.11.2020 |
31.12.2025
|
№ 634н от 14.11.2016
|
|
9 |
труда при проведении работ в легкой промышленности |
№ 780н от 16.11.2020 |
31.12.2025
|
№ 466н от 31.05.2017
|
|
10 |
при производстве цемента
|
№ 781н от 16.11.2020 |
31.12.2025
|
№ 722н от 15.10.2015
|
|
11 |
при работе на высоте
|
№ 782н от 16.11.2020 |
31.12.2025
|
№ 155н от 28.03.2014
|
|
12 |
при эксплуатации промышленного транспорта
|
№ 814н от 18.11.2020
|
31.12.2025
|
№ 553н от 27.08.2018
|
|
13 |
при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества |
№ 815н от 19.11.2020 |
31.12.2025
|
№ 601н от 01.11.2016
|
|
14 |
при проведении полиграфических работ
|
№ 832н от 27.11.2020 |
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ |
|
15 |
при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования |
№ 833н от 27.11.2020
|
31.12.2025
|
№ 310н от 23.06.2016
|
|
16 |
при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации |
№ 834н от 27.11.2020
|
31.12.2025
|
№ 371н от 19.04.2017
|
|
17 |
при работе с инструментом и приспособлениями |
№ 835н от 27.11.2020 |
31.12.2025
|
№ 552н от 17.08.2015
|
|
18 |
при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте |
№ 836н от 27.11.2020
|
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ
|
|
19 |
при выполнении окрасочных работ
|
№ 849н от 02.12.2020 |
31.12.2025
|
№ 127н от 07.03.2018
|
|
20 |
при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов |
№ 858н от 04.12.2020
|
31.12.2025
|
№ 604н от 02.11.2016
|
|
21 |
в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности |
№ 859н от 04.12.2020
|
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ
|
|
22 |
при производстве отдельных видов пищевой продукции |
№ 866н от 07.12.2020 |
31.12.2025
|
№ 550н от 17.08.2015
|
|
23 |
при выполнении работ на объектах связи
|
№ 867н от 07.12.2020 |
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ |
|
24 |
на автомобильном транспорте
|
№ 871н от 09.12.2020 |
31.12.2025
|
№ 59н от 06.02.2018
|
|
25 |
при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов |
№ 872н от 09.12.2020
|
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ
|
|
26 |
на городском электрическом транспорте |
№ 875н от 09.12.2020 |
31.12.2025
|
№ 635н от 14.11.2016
|
|
27 |
в подразделениях пожарной охраны
|
№ 881н от 11.12.2020 |
31.12.2025
|
№ 1100 от 23.12.2014
|
|
28 |
при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ |
№ 882н от 11.12. 2020
|
31.12.2025
|
№ 129н от 02.02.2017
|
|
29 |
при строительстве, реконструкции и ремонте
|
№ 883н от 11.12.2020
|
31.12.2025
|
№ 336н от 01.06. 2015
|
|
30
|
при выполнении электросварочных и газосварочных работ
|
№ 884н от 11.12.2020
|
31.12.2025
|
№ 1101 от 23.12.2014
|
|
31
|
на морских судах и судах внутреннего водного транспорта
|
№ 886н от 11.12.2020
|
31.12.2025
|
№ 367н от 05.06.2014
|
|
32 |
при обработке металлов
|
№ 887н от 11.12.2020 |
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ |
|
33 |
при производстве строительных материалов
|
№ 901н от 15.12.2020
|
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ
|
|
34 |
при работе в ограниченных и замкнутых пространствах |
№ 902н от 15.12.2020
|
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ
|
|
35 |
при работе в электроустановках
|
№ 903н от 15.12.2020 |
31.12.2025
|
№ 328н от 24.07.2013
|
|
36 |
при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоопарках и океанариумах |
№ 914н от 16.12.2020
|
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ
|
|
37 |
при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов |
№ 915н от 16.12.2020
|
31.12.2025
|
№ 873н от 16.11.2015
|
|
38 |
при проведении водолазных работ
|
№ 922н от 17.12.2020 |
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ |
|
39 |
при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок |
№ 924н от 17.12.2020
|
31.12.2025
|
№ 551н от 17.08.2015
|
|
40 |
в медицинских организациях
|
№ 928н от 18.12.2020 |
31.12.2025
|
Ранее не было единых ПОТ |
|
|
|||||
Акт для работников портов не имеет ограничительного срока в отличие от остальных 39 документов. А работникам метрополитена до 31.08.2021 следовало придерживаться старых правил, поскольку новые вступили в силу с 01.09.2021 и будут действовать до 01.09.2026. |
|
||||
Все нововведенные ПОТ сейчас утверждены до 2025 года, возможно, какие-то по истечении 5 лет будут продлены, какие-то упразднены.
В результате изменений, проводимых методом «регуляторной гильотины» кроме ПОТ изданы и опубликованы новые требования и нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие вопросы охраны труда, которые неукоснительно следует знать и учесть в работе.
2. Новое в законодательстве по охране труда с 2021 года.
1. С 2021 года отменено более 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом. Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки. Важно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.
2. Введены новые Санитарные правила к условиям труда, то есть появились новые требования к периодичности проведения производственного контроля рабочих мест. В связи с этим необходимо пересмотреть производственный контроль рабочих мест согласно новых изменений. Необходимо подготовиться заранее и изучить Постановление главного санитарного врача № 40 от 02.12.2020.
3.Внесены изменения в 40 правил по охране труда. Ранее в некоторых отраслях ПОТ вообще не было, нужно было ориентироваться на разные НПА, а сейчас все сведено в один документ.
4. Отменены типовые инструкции по охране труда (ИОТ) для 14 сфер деятельности. Многие типовые ИОТ были разработаны более 20 и 30 лет назад, а так как прогресс не стоит на месте, обновляется оборудование, техника, приемы работ, то и эти инструкции уже давно не актуальны.
5. Ужесточились требования к водителям и оснащению автотранспортных средств. Это обязательное оснащение некоторых типов автотранспортных средств тахографом, а также через полгода, при замене или выдаче прав будут обязательно проверять водителей на употребление наркотиков и алкоголя.
То есть сейчас благоприятная среда для инспекторов, чтобы выписать протокол, поэтому стоит к изменениям отнестись с особым вниманием. Часто нарушения за упущенный контроль “вешают” на специалистов по охране труда.
Изменилась комплектация автомобильных аптечек. Существенно ничего не изменилось, добавлены в основном только маски, но у водителя уже должны быть новые аптечки. Не достаточно просто их доложить, нужен актуальный перечень состава аптечки, а также указание, что соответствует приказу Минздрава № 1080.
6. Изменились требования к комплекту нормативно-правовых актов, которые содержат правила безопасности на предприятии, в учреждении в соответствии со спецификой деятельности. В связи с этим инструкции, программы обучения, информационные материалы должны быть актуализированы. Исчезли из нормативных актов перекрестные ссылки на другие документы. Из документов убрали ограничения по возрасту, переадресацию на СанПиН, ПДД, технические регламенты. Сложные для понимания многотомные пособия преобразовали в легко читаемые инструкции, не перегруженные лишней информацией. Остались сведения по существу.
7. Охрана труда 2021 года претерпела существенные сокращения в перечне должностей и работ, на которых ограничивалась занятость женщин. Существовал список из 456 должностей и работ, сейчас осталось всего 100 пунктов, где могут работать только мужчины. Так, например, женщины теперь могут работать водителями автобусов для перевозки пассажиров количеством более 14 мест, газосварщиками ручной сварки в закрытых пространствах или быть членами палубной команды судов всех видов флота.
8. Утвержден перечень работ, на которых запрещено работать женщинам. Важно проверить по Приказу Минтруда № 512н условия труда на предмет тяжелых, и при необходимости осуществить перевод на более легкий труд женщин.
9. С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям будут считаться бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Декларация действует бессрочно, пока не наступят обстоятельства, предусмотренные ч. 5 ст. 11 федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Декларация прерывает срок действия, если:
- произошел несчастный случай;
- у работника выявлено профессиональное заболевание;
- инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Работодатель обязан реагировать на каждый такой случай и в каждом из этих случаев должен провести внеплановую спецоценку на соответствующем рабочем месте. Кроме этого, работодатель должен на системной основе проводить профилактические мероприятия и анализ профессиональных рисков рабочих мест.
10. С 1 сентября 2021 года применяется новый проект профстандарта, на основании которого вводятся новые должности - младший специалист по ОТ, специалист по ОТ, ведущий специалист по ОТ. Об этом указано в Приказе Минтруда и соцзащиты от 22.04.2021 г. №274н.
Кроме того, введены и новые экспертные должности - эксперт по условиям труда, консультант по условиям и ОТ и управлению профессиональными рисками, инструктор по условиям и ОТ.
В соответствии со ст. 217 ТК РФ у СОТ должна быть соответствующая подготовка или опыт работы в этой сфере деятельности. А чтобы было соответствие профстандартам, работнику потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Профстандарт «Специалист в области охраны труда» регламентирован Приказом Минтруда от 04.08.2014 г. № 524н. Его обязательно применяют в части требований к квалификации данных специалистов.
11. Изменения произошли в работе лиц, ответственных за охрану труда, в том числе руководителей организаций, специалистов по охране труда (СОТ). Работодатель либо СОТ вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.
Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.
В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.
Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:
- сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
- сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.
Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.
12. Изменилась ответственность должностных лиц, отвечающих за охрану труда в организации. Лица, которые ответственны за охрану труда, должны изучить новшества и изменения, вступившие в силу в текущем году. При их неисполнении возможно применение больших штрафов.
Например, на основании Закона от 17.10.2020 г. № 341-ФЗ с 26 октября 2020 г. вступило в действие изменение, касающееся повышения штрафов за нарушение правил хранения документации по охране труда. Раньше штрафные санкции по данным основаниям были незначительными. Работодателей вовсе не привлекали к ответственности, а для их должностных лиц штраф был до 500 руб. Но теперь размеры штрафов повысились во много раз, а сама ответственность применяется не только к должностному лицу, но и к организации. При нарушении правил хранения, сборки, учета и применения архивной документации должностному лицу назначается штраф до 5 000 руб., а организации - до 10 000 руб.
В Приказе Росархива от 20.12.2019 г. № 236 указаны не только сроки хранения документации по охране труда, но и перечень типовых управленческих архивных документов.
Работодатель либо СОТ должны организовать обучение сотрудников и внеочередную проверку знаний в объеме утвержденных изменений, которые коснулись деятельности их работников. Таково требование п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).
Если не будет проведено обучение, то работодатель нарушит требования закона и учреждение может попасть на штрафы до 130 тыс. руб. за каждого необученного сотрудника (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Организации обязаны провести внеплановый инструктаж по охране труда с теми сотрудниками, которых коснулись изменения, в рамках этого определить объем и содержание инструктажа, утвердить приказом работодателя Программу. Инструктаж важно сопровождать демонстрацией безопасных приемов и методов труда.
Кроме того, необходимо разработать и утвердить новые инструкции по охране труда (ИОТ) для работников с учетом изменившихся требований.
Работодатель не вправе игнорировать требование по проведению проверки знаний - это обязанность, установленная в новом порядке обучения.
В письме от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 Минтруд указал работодателям на порядок действий с учетом новых правил. Министерство напоминает, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны провести внеочередную проверку работников на предмет знаний предъявляемых требований, а также привести в соответствие комплект документов, отражающих правила охраны труда. В Письме от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 Минтруд разъяснил, что работодатель может организовать внеочередную проверку знаний силами своей комиссии, если она создана в соответствии с Порядком обучения по охране труда. При этом члены комиссии обязаны пройти обучение в сторонних учебных центрах, т.е. в сертифицированных организациях.
Комиссия оценивает знания сотрудников, занятых на должностях, на которые распространяются положения охраны труда. По результатам оценки составляется протокол с пометкой «внеочередная». Результаты внеочередной проверки никак не влияют на сроки и результаты очередной проверки - она не отменяется, не продлевается и не заменяется. Работодателям разрешено вносить дополнительные требования в соответствии со спецификой производства и в этом случае в локальных актах вводятся соответствующие пункты.
Если работодатель не выполнит данное требование, его могут оштрафовать на сумму до 130 000 руб. за каждого необученного работника (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
13. С апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров (основание: Приказ Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н). Новый порядок медосмотров также во многом сохранил ранее установленные положения.
Среди изменений можно отметить такие:
- периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
- результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
- работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.
Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.
14. С июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. государственной инспекции труда (ГИТ), основание: Закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. Введена новая форма контроля - инспекционный визит. При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, теперь в организацию может прийти инспектор по труду без предупреждения. Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков, так как с 2018 года проверки осуществляются по новым правилам. Специалисты применяют риск-ориентированный подход - и в этом случае регулярность проверок связана с категорией риска или классом опасности, присвоенных работодателю:
- 1 раз в 2 года - при чрезвычайно высоком риске (1 класс);
- 1 раз в 2 года - при высоком риске (2 класс);
- 1 раз в 3 года - при значительном риске (3 класс);
- не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в год - при среднем риске (4 класс);
- не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет - при умеренном риске (5 класс);
- плановые проверки не осуществляются - при низком риске (6 класс).
Работодателю самому важно знать свой класс опасности, т.к. от этого зависит, с какой периодичностью инспекторы по труду будут проводить его проверку.
Организация может посмотреть свою категорию риска на сайте Роструда (раздел «Работодателю»), там есть два перечня:
- список компаний с чрезвычайно высоким и высоким риском;
- список компаний со значительным риском.
Если работодатель обнаружит себя в первом или втором списке, то у нее 1, 2 или 3 класс опасности. По нему плановая проверка будет проводиться раз в 1, 2 или 3 года соответственно.
Если работодателя в списках нет, он может обратиться к инспектору по труду и подать заявление в свободной форме. Ему обязаны в течение 15 рабочих дней направить ответ с информацией о присвоенной категории риска. В письме будут указаны показатели, на основании которых присвоена данная категория риска. Если работодатель считает, что она завышена, он может направить заявление на ее снижение.
В конце каждого года на сайте Роструда публикуется план проведения проверок. Работодатель может на его основании проверить, ждать ли ему проверку ГИТ на этот и следующий год или нет.
Следует отметить, что коронавирус вызвал некоторые изменения в работе ГИТ.
Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 введен мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие организации, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться - их проверять не будут.
Однако в этой ситуации есть некоторые исключения. Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организаций и ИП, находящихся под постоянным государственным контролем.
Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:
- субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
- НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
- другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.
Но проверки ГИТ могут быть не только плановыми, но и внеплановыми. Существуют некоторые основания, при наличии которых запускается внеплановая проверка. Наиболее распространенным из них является поступление в трудовую инспекцию или прокуратуру жалобы о нарушении условий труда.
Внеплановые проверки проводятся в таких ситуациях:
- имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, угроза возникновения ЧС природного либо техногенного характера. Проверка согласовывается с прокуратурой;
- требуется провести проверку исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Такая проверка согласуется с прокуратурой;
- требуется осуществить проверку по материалам и обращениям, полученным прокуратурой.
К наиболее частым нарушениям, которые могут привести к проведению прокурорской проверки, относятся необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, непроведение спецоценки условий труда, неорганизация обязательных медицинских осмотров, отсутствие инструктажей по технике безопасности, а также отсутствие организации фактических рабочих мест с учетом требований охраны труда.
Важно помнить, что в целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2024 года.
3. Изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации
в X разделе «Охрана труда».
22.07.2021 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон №311- ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон), которым с 1 марта 2022 года вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся вопросов охраны труда.
В частности, в новой редакции:
- разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда;
- в перечень основных понятий добавлен термин "опасность", сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда - предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников;
- изложены государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда;
- установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда;
- изложены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области охраны труда;
- регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4-й класс. При этом в случае выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности;
- изложены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
- закреплены права работников на получение информации об условиях и охране труда, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание;
- установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда;
- изложены правила обучения по охране труда, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (в частности, обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника), порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- определен порядок создания службы охраны труда у работодателя, а также комитетов (комиссий) по охране труда. Структуру и численность работников службы охраны труда устанавливает работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти в сфере труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию;
- определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателей;
- установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.
Обращаем внимание на то, что руководителям образовательных учреждений необходимо заблаговременно в локальные акты учреждения, в частности в Положение о СОУТ, в инструкции по охране труда, а также в иные нормативные акты и документы, содержащие указания на старую редакцию статей Трудового кодекса Российской Федерации, внести соответствующие изменения с учетом новой редакции.
Кроме того, в Трудовом кодексе РФ:
- утверждены новые обязанности работодателя. В частности к ним относится отстранение от работы лиц, не применяющих выданные СИЗ, выполнение указаний профсоюзов о нарушениях трудового законодательства и т.д.
- введен запрет на работу в опасных условиях. Субъекту хозяйствования придется приостановить деятельность, если по результатам спецоценки работу отнесут к 4 классу условий труда. Исключением станут виды производств, которые определит Правительство РФ.
- утвердили новые требования к специалистам по ОТ. Кандидаты на должность должны пройти проверку на соответствие профстандарту. Данная должность будет являться обязательной, если в организации работают более 100 человек, в небольших фирмах эти функции сможет выполнять руководитель.
- разрешили вести документооборот по ОТ в электронном виде.
- ввели ограничения на использование вредных и опасных веществ.
- утвердили новый порядок расследования несчастных случаев.
Работодателям придется расследовать микротравмы наравне с несчастными случаями и профзаболеваниями.
- изменили порядок допуска женщин к некоторым видам работ.
Новые изменения вступят в силу с 1 апреля 2022 года. Пока ТК РФ действует в прежней редакции.
4. Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:
- рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации;
- актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал;
- провести внеплановый инструктаж;
- организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда.
- провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).
Подробнее