Бюллетень информационно – методический № 07 (новое в законодательстве)

Новое в законодательстве

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)

                4 июля 2020 года вступили в силу одобренные общероссийским голосованием поправки в Конституцию РФ

                Согласно официальным данным, утвержденным ЦИК России, поправки в Конституцию РФ одобрили 77,92% проголосовавших при явке в 67,97%.

                Напомним, что теперь в Конституции РФ закреплены, в частно-сти, следующие положения:

                - Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверените-та и территориальной целостности. Действия (за исключением делими-тации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с со-предельными государствами), направленные на отчуждение части тер-ритории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются;

                - государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;

                - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится в числе прочего защита института брака как союза мужчины и женщины;

                - Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;

                - Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается;

                - дети являются важнейшим приоритетом государственной поли-тики России. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспита-ния, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, остав-шихся без попечения;

                - государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населе-ния в целом по Российской Федерации;

                - в Российской Федерации осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;

                - органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Феде-рации;

                - Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, заместите-лям Председателя Правительства РФ, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, сенато-рам, депутатам Государственной Думы, судьям, прокурорам запрещает-ся открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные сред-ства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

 

                Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образова-нии в Российской Федерации»

                Поправки обязывают образовательную организацию возместить бюджетные расходы на целевое обучение гражданина, если он не был трудоустроен этой организацией - заказчиком такого обучения после его прохождения.

                Субъекты РФ и муниципалитеты смогут самостоятельно опреде-лять перечни специальностей и направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение за счет региональных и местных бюджетов соответственно.

                Также закреплены положения об электронном (дистанционном) обучении при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС. Выданные в это время электронные (отсканированные или сфотографированные) копии документов об образовании и квалификации, об обучении предоставля-ют доступ к образованию и профдеятельности наряду с бумажными до-кументами.

 

                Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

                Опытные педагоги могут не опасаться увольнения из-за отсутст-вия необходимого образования, а студенты вузов получили право рабо-тать школьными учителями.

                Студентам, получающим высшее образование, разрешено зани-маться педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам. Преподавать по основным общеоб-разовательным программам могут студенты, обучающиеся по специаль-ностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки", после 3 курса обучения; по дополнительным общеобразователь-ным программам - студенты, обучающиеся по соответствующим специ-альностям и направлениям подготовки, после 2 курса обучения.

                Кроме того, на педагогов, принятых на работу до 1 сентября 2013 г., не распространяется требование о наличии среднего профессиональ-ного или высшего образования, если они признаны аттестационной ко-миссией соответствующими занимаемой должности.

 

                Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 175-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном со-циальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

                Уточнены правила расчета пособий по временной нетрудоспо-собности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.

                При расчете пособий по временной нетрудоспособности, по бе-ременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком исхо-дя из МРОТ к нему будут применять районные коэффициенты к зарпла-те.

 

                Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 178-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об основных гаранти-ях прав ребенка в Российской Федерации»

                Детей-сирот отнесли к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

                Это позволит установить для них дополнительные социальные гарантии и меры социальной поддержки.

 

                Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате-лей»

                Работникам ликвидируемой организации гарантируется выплата среднемесячного заработка на период трудоустройства но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия)..

                В заявлении, представляемом в регистрирующий орган для гос-регистрации ликвидации организации, должно быть подтверждено, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательст-вом для увольняемых в связи с ликвидацией работников.

                Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после даты опубликования.

 

                Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части пре-доставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвида-цией организации»

                Средний заработок за период трудоустройства будут выплачи-вать до завершения ликвидации организации.

                Скорректирован Трудовой кодекс.

                Если сотрудник увольняется из-за ликвидации компании, то он получает выходное пособие и за ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия). Однако, по мнению КС РФ, право на получение среднего за-работка за второй месяц не может быть реализовано, если организация ликвидирована ранее, чем у работника возникло такое право.

                Устанавливается, что работодатель обязан выплатить сотруднику средний заработок за второй месяц или его часть пропорционально пе-риоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

                Если сотрудник в течение 14 дней с даты увольнения обратился в службу занятости и не нашел работу в течение 2 месяцев, то работода-тель должен будет выплатить средний заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

                Взамен выплат среднего заработка за период трудоустройства работодатель сможет выплатить единовременную компенсацию в раз-мере двукратного среднего заработка. Если средний заработок за второй месяц уже был перечислен работнику, то компенсация выплачивается с зачетом этой суммы.

                Закрепляется срок, в течение которого сотрудник вправе обра-титься к работодателю за выплатой среднего заработка за период трудо-устройства.

Аналогичные правила предусматриваются для районов Крайнего Севера и приравненных местностей. При этом сохраняется период выплаты среднего заработка (до 6 месяцев со дня увольнения).

                В любом случае средний заработок за период трудоустройства и (или) компенсация должны быть выплачены до завершения ликвидации.

                Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после опубли-кования.

 

                Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

                Уточнены правила взыскания со страхователя финансовых санк-ций через суд.

                Территориальные органы ПФР смогут обращаться в суд за взы-сканием со страхователя финансовых санкций, только если общая сумма санкций превышает 3 тыс. руб.

                Если за 3 года с момента окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате санкций их общая сумма превысит 3 тыс руб., то органы ПФР смогут обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня превышения. Если за такой период санкции не превысят 3 тыс руб., то обращение в суд будет возможно в течение 6 месяцев со дня истечения указанного 3-летнего срока.

 

                Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в статью 185.1 Трудового кодекса Российской Федера-ции»

                Работникам в возрасте от 40 лет будет предоставляться оплачи-ваемый рабочий день для прохождения диспансеризации - один раз в год.

                Использование предоставленного дня для прохождения диспан-серизации надо будет подтвердить справкой медорганизации.

                Раньше работникам для прохождения диспансеризации предос-тавлялся один оплачиваемый рабочий день 1 раз в 3 года. Работники предпенсионного и пенсионного возраста имеют право на 2 оплачивае-мых рабочих дня в году для прохождения диспансеризации.

 

                Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 271-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

                Родители должны знать все о состоянии здоровья своих детей вплоть до их совершеннолетия.

                За законными представителями подростков сохранено право по-лучать информацию о состоянии их здоровья до достижения детьми 18 лет, если те не приобрели дееспособность в полном объеме или не были объявлены полностью дееспособными.

 

                Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

                На законодательном уровне прописаны требования к организа-ции воспитания обучающихся.

                Президент РФ подписал поправки к Закону об образовании по вопросам определения системы организации воспитательной работы.

                Воспитание обучающихся при освоении ими основных образова-тельных программ должно осуществляться на основе включаемых в ос-новную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Урегулированы вопросы их составления. Организации будут разрабатывать такие программы и планы самостоя-тельно.

Введены общие требования к организации воспитания обучающихся.

                Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 г.

 

                Постановление Правительства РФ от 18 июня 2020 г. № 876 «О внесении изменений во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше»

                В ряде регионов работающие пенсионеры смогут оформить еще 1 электронный больничный.

                В регионах, где продолжает действовать режим самоизоляции для лиц в возрасте 65 лет и старше, работающие граждане указанного возраста смогут оформить еще 1 электронный больничный по нахожде-нию на карантине в связи с эпидемией коронавируса - на период с 15 июня 2020 г. до официального окончания режима самоизоляции в кон-кретном регионе.

                Постановление вступает в силу со дня его официального опубли-кования и распространяется на правоотношения, возникшие с 15 июня 2020 г.

 

                Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году»

                Правительство перенесло сроки выбора работниками способа ведения трудовой книжки и выплаты северянам компенсаций проезда к месту отпуска и обратно.

                Установлены особенности регулирования трудовых отношений в 2020 г.

                Крайний срок уведомления сотрудников о необходимости вы-брать между бумажной или электронной трудовой книжкой перенесен с 30 июня на 31 октября. Определиться с выбором нужно до конца года.

                Северянам работодатель раз в 2 года возмещает стоимость проез-да и провоза багажа к месту отпуска и обратно. Компенсацию, не ис-пользованную в 2020 г., можно будет получить в 2021 г.

                Компенсации, которыми не удалось воспользоваться, возвраща-ются работодателю в течение 7 дней. Исключение - случаи, когда пере-возчик продлил действие билетов на следующий год или не вернул за них деньги.

                Постановление вступает в силу со дня опубликования.

               

                Постановление Правительства РФ от 26 июня 2020 г. № 934 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования»

                Определен порядок формирования и ведения федеральной ин-формационной системы доступности дошкольного образования

                Целью создания федеральной информационной системы является сбор информации о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.

                Оператором федеральной информационной системы является Минпросвещения России.

                Федеральная информационная система формируется посредством автоматизированной передачи соответствующей информации из регио-нальных информационных систем.

                Доступ к федеральной информационной системе осуществляется с использованием средств идентификации и аутентификации с учетом разграничения прав доступа пользователей в соответствии с территори-альным принципом деятельности органов исполнительной власти.

Пользователи федеральной информационной системы вправе использо-вать содержащуюся в ней информацию исключительно в целях реализа-ции полномочий в установленной сфере деятельности.

 

                Постановление Правительства РФ от 10 июля 2020 г. № 1017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Россий-ской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О вне-сении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»

                Правительство актуализировало свои акты в связи с введением электронных трудовых книжек.

                В связи с введением с 2021 г. электронных трудовых книжек скорректированы акты Правительства.

                Уже работающим работодатели до конца октября сообщают во возможности выбрать между электронной и бумажной книжкой. Выбор нужно сделать до конца года. Если не подать заявление о выборе, то по умолчанию будет считаться выбранным бумажный вариант.

                При выборе бумажной книжки она ведется параллельно с элек-тронной. Право сохранить бумажную книжку остается и при смене ра-боты. Изменить решение и перейти на электронную версию можно в любой момент после 2021 г.

                При выборе электронной книжки бумажная выдается на руки, а работодатель перестает отвечать за ее ведение. При этом в электронном варианте будут фиксироваться только сведения начиная с 2020 г., по-этому бумажную книжку нужно сохранить.

                Тем же, кто впервые устроится на работу после 1 января 2021 г., будут оформляться только электронные книжки.

                Посмотреть электронную книжку можно в личном кабинете на сайте ПФР, на портале госуслуг, а также через приложения этих ресур-сов для смартфонов. Кроме того, сведения из электронной книжки мож-но получить в виде бумажной выписки у последнего работодателя, в ПФР или МФЦ.

                Поправки вступают в силу со дня опубликования.

 

                Постановление Правительства РФ от 11 июля 2020 г. № 1038 «О внесении изменений в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

                Уточнен перечень информации, размещаемой образовательной организацией на своем официальном сайте

                Установлено, что в числе прочего, на сайте образовательной ор-ганизации размещается информация:

                о местах осуществления образовательной деятельности, включая места, не указываемые в соответствии с Федеральным законом "Об об-разовании в Российской Федерации" в приложении к лицензии на осу-ществление образовательной деятельности, в том числе:

                места осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным профессиональным программам;

                места осуществления образовательной деятельности по основ-ным программам профессионального обучения;

                места осуществления образовательной деятельности при исполь-зовании сетевой формы реализации образовательных программ;

                места проведения практики;

                места проведения практической подготовки обучающихся;

                места проведения государственной итоговой аттестации.

 

                Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2020 г. № 1535-р

                Правительство расширило перечень документов и сведений, пре-доставляемых федеральными ведомствами региональным властям для назначения пособий и выплат гражданам. Это данные ФНС, ПФР, ФСС, Росреестра, МВД.

                В результате гражданам для получения соцподдержки не придёт-ся собирать справки. Необходимые сведения госорганы получат в ходе межведомственного информационного взаимодействия.

 

                Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2019 г. № 832н «О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессиональ-ного образования и дополнительного профессионального образова-ния»

                Утрачивает силу профессиональный стандарт педагога профес-сионального обучения, профессионального образования и дополнитель-ного профессионального образования.

                Взамен будет подготовлен ряд более специализированных проф-стандартов.

 

                Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 г. № 59н «Об утверждении профессионального стан-дарта «Специалист по работе с молодежью»

                Утвержден профессиональный стандарт "Специалист по работе с молодежью"

                Основной вид деятельности данного специалиста включает в се-бя решение задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуника-ции, здравоохранения, взаимодействия с государственными организа-циями и общественными институтами, молодежными и детскими обще-ственными объединениями.

                В стандарте приводятся требования к образованию и обучению, наличие необходимых умений и знаний.

                Отдельно отмечается, что к работе не допускаются лица, имею-щие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ. Обязательным является прохожде-ние предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).

 

                Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 апреля 2020 г. № 213н «О внесении изменений в некоторые норма-тивные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

                Изменился порядок проведения специальной оценки условий труда.

                Минтруд скорректировал некоторые акты по вопросам специаль-ной оценки условий труда.

                Организации, проводящие оценку, обязаны получить в Феде-ральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) иденти-фикационный номер предстоящей оценки и сообщить его работодателю до начала работ. Во ФГИС также передаются полное наименование ра-ботодателя, его ИНН и КПП.

                Реализованы законодательные нормы о праве работника предос-тавлять замечания и возражения относительно результатов СОУТ на его рабочем месте.

                Уточнен порядок формирования и использования сведений ФГИС.

                Изменился порядок госэкспертизы условий труда.

 

                Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2020 г. № 365н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производ-ственного травматизма и профессиональных заболеваний работни-ков и санаторно-курортного лечения работников, занятых на рабо-тах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н»

                Маски, перчатки и бесконтактные термометры за счет страховых взносов: успейте подать заявление в ФСС.

                До 1 октября 2020 г. страхователи могут обратиться в территори-альный орган ФСС по месту своей регистрации, чтобы за счет страхо-вых взносов им профинансировали расходы на реализацию мер по пре-дупреждению COVID-19. Установлен перечень таких затрат. Перечис-лены документы, которые нужно представить в орган ФСС.

                В частности, страховые взносы направляются на приобретение масок, перчаток и бесконтактных термометров, проведение лаборатор-ного исследования работников на COVID-19.

                Приказ действует до 31 декабря 2020 г.

 

               

 

                Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образова-тельным программам дошкольного образования»

                Минпросвещения утвердило новый порядок приема на обучение по программам дошкольного образования.

                Закреплено право преимущественного приема детей в те детские сады, где обучаются их братья или сестры. При этом дети должны про-живать в одной семье и иметь общее место жительства.

                Реализованы нормы Закона об образовании по уведомлению ро-дителей (законных представителей) о статусах обработки заявлений о приеме в детские сады и информированию как о результатах предостав-ления мест, так и об итогах приема.

                Уточнены порядок и способы подачи заявлений.

                Прежний порядок утратил силу.

 

                Распоряжение Министерства просвещения РФ от 18 мая 2020 г. № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для вне-дрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий»

                Рекомендован порядок внедрения в основные общеобразователь-ные программы современных цифровых технологий

                Утвержденные Методические рекомендации содержат:

                цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на ре-гиональном и федеральном уровне;

                описание деятельности общеобразовательных организаций, тре-бующих цифровой трансформации (с учетом упорядочения по степени первоочередности внедрения цифровых технологий);

                описание перспективных цифровых технологий, рекомендуемых для интеграции в деятельности общеобразовательных организаций (в т.ч. технология распределенного реестра (блокчейн), искусственный интеллект, интернет вещей и т.д.);

                организационную схему интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне с указанием участников интеграции, их функций, этапов и мероприятий интеграции;

                ожидаемые результаты и эффекты интеграции цифровых техно-логий;

описание возможных рисков интеграции цифровых технологий и реко-мендаций по управлению рисками.

 

                Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих об-разовательную деятельность»

                Регламентированы правила деятельности образовательной орга-низации в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной или письменной речи и трудности в освоении основных общеобразовательных программ

                Логопедическая помощь оказывается организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. Определены задачи организации по оказанию логопедической помощи. В их числе:

                организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых наруше-ний обучающихся;

                организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;

                организация пропедевтической логопедической работы с обу-чающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обу-чающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

                При оказании логопедической помощи организацией ведется до-кументация согласно приложению к утвержденному положению.

                Определен порядок оказания логопедической помощи при освое-нии образовательных программ дошкольного, начального общего, ос-новного общего и среднего общего образования.

 

                Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 2 марта 2020 г. № 268 «Об утверждении Административного регла-мента Министерства науки и высшего образования Российской Фе-дерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента»

                Присвоение званий профессора и доцента: новый регламент.

                Утвержден новый регламент Минобрнауки по присвоению уче-ных званий профессора и доцента. Он заменит регламент 2014 г.

                Оговорены присвоение (восстановление) званий, выдача соответствующих аттестатов, их дубликатов и замена аттестатов.

                Из списка документов на присвоение исключены согласие на обработку персональных данных и регистрационно-учетная карточка.

                Сроки присвоения и лишения званий остались прежними - 6 ме-сяцев. Сроки выдачи дубликатов и замены аттестатов сокращены с 4 до 2 месяцев.

 

                Постановление Главного государственного санитарного вра-ча РФ от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и орга-низации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях рас-пространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

                До 1 января 2021 г. вводятся в действие СП 3.1/2.4.3598-20 "Са-нитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распро-странения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

                Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

                Санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическими прави-лами и гигиеническими нормативами.

 

                «Временные методические рекомендации по организации проведения профилактических медицинских осмотров и диспансе-ризации в условиях сохранения рисков распространения новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 1 (06.07.2020)» (утвер-ждены Министерством здравоохранения РФ 6 июля 2020 г.)

                Разработаны временные методические рекомендации по прове-дению диспансеризации и профилактических медицинских осмотров в условиях рисков распространения COVID-19

                Приводятся в числе прочего критерии возобновления проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, включая выездные формы работы, общие организационные меры по обеспечению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, устанавливается порядок информирования граждан о необходимости прохождения профилактического медицинского осмотра и/или дис-пансеризации определенных групп взрослого населения, а также поря-док организации записи для их прохождения, регламентируется процесс проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации в условиях сохраняющейся угрозы инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

                В приложениях приведены:

                пример формирования расписания проведения осмотра и диспан-серизации;

                вопросы для диагностики новой коронавирусной инфекции;

                примерная схема организации процесса профилактического ме-дицинского осмотра/диспансеризации.

 

                «МР 2.3.0167-20. 2.3. Гигиена. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в обще-образовательных организациях. Методические рекомендации» (ут-верждены Главным государственным санитарным врачом РФ 20 марта 2020 г.)

                Рекомендован порядок подготовки и проведения мониторинга состояния питания обучающихся в школах

                Представлены материалы по подготовке и проведению монито-ринга состояния питания детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, для систематизированного сбора, анализа и интерпретации информации об их питании.

                Задачами мониторинга являются, в том числе:

                оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват обучающихся питанием по приемам пи-щи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);

                анализ меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;

                оценка основных параметров здоровья, антропометрических ха-рактеристик обучающихся;

                оценка качества и удовлетворенности питанием в образователь-ных организациях детьми и их родителями.

                Рассмотрены, в том числе порядок подготовки к мониторингу, формирование выборки детей, сроки проведения мониторинга.

 

                «МР 2.4.0179-20. 2.4. Гигиена детей и подростков. Рекоменда-ции по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18 мая 2020 г.)

                Методические рекомендации направлены на организацию здоро-вого питания, в том числе горячего в общеобразовательных организаци-ях, формирование принципов рационального, сбалансированного пита-ния при оказании услуг по организации питания. Реализованы принци-пы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количест-ва потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли.

                Предложены варианты базового меню для разработки региональ-ных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности населения.

 

                «МР 2.4.0180-20. 2.4. Гигиена детей и подростков. Родитель-ский контроль за организацией горячего питания детей в общеобра-зовательных организациях. Методические рекомендации» (утвер-ждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18 мая 2020 г.)

                Методические рекомендации направлены на:

                улучшение организации питания детей в общеобразовательной организации и в домашних условиях;

                проведение мониторинга результатов родительского контроля, формирование предложений для принятия решений по улучшению пи-тания в образовательных организациях.

                Рассмотрены:

                принципы организации здорового питания;

                родительский контроль за организацией питания детей в общеоб-разовательных организациях;

                рекомендации родителям по организации питания детей в семье.

                В приложении приведены анкета школьника и форма оценочного листа.

 

                «МР 3.1/2.1.0195-20. 3.1. Профилактика инфекционных болез-ней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распростра-нения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в библиотеках. Методические рекомендации» (утверждены Главным государствен-ным санитарным врачом РФ 19 июня 2020 г.)

                Рекомендован порядок проведения профилактических мероприя-тий по предупреждению распространения новой коронавирусной ин-фекции в библиотеках

                В частности:

                перед открытием в помещениях библиотеки проводится влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств вирулицидного действия, разрешенных к применению;

                очищается система вентиляции, проводится проверка ее работы;

                обеспечивается рассадка сотрудников в рабочих кабинетах с уче-том дистанции не менее 1,5 метра, а в случае невозможности - органи-зовывается посменная работа;

                в компьютерных залах проводится дезинфекция компьютерной клавиатуры и мыши после каждого посетителя, используются одноразо-вые наушники;

                посетители допускаются в помещение библиотеки при наличии маски.

 

                «МР 3.1/2.1.0205-20. 3.1. Профилактика инфекционных болез-ней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования. Методические рекомендации» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2020 г.)

                Рекомендованы мероприятия по профилактике новой коронави-русной инфекции в вузах

                В частности, перед началом работы образовательных организа-ций высшего образования рекомендуется в числе прочего проведение генеральной уборки всех помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму, проведение очистки систем вентиляции, кондиционеров, проверки эффективности работы вентиляционной системы (за исключением случаев наличия актов о проведении таких работ менее 1 года назад).

                Рекомендуется также:

                занятия заочных и вечерних групп максимально перевести на дистанционный формат;

                обеспечить присутствие студентов во время учебного процесса (в учебных аудиториях, лекционных залах) в масках, организовать кон-троль за их сменой не реже 1 раза в 3 часа (одноразовых) или в соответ-ствии с инструкцией (многоразовых).

                Допускается не использовать маски при проведении учебных за-нятий творческой направленности, педагогам во время проведения лек-ций.

                Также даны рекомендации по организации проживания обучаю-щихся в общежитиях.

 

                «МР 3.1/2.4.0206-20. 3.1. Профилактика инфекционных болез-ней. 2.4. Гигиена детей и подростков. Рекомендации по профилак-тике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в профессио-нальных образовательных организациях. Методические рекомен-дации» (утверждены Главным государственным санитарным вра-чом РФ 17 августа 2020 г.)

                Занятия заочных и вечерних групп в профессиональных образо-вательных организациях рекомендуется максимально перевести на дис-танционный формат

                Приведены рекомендации по организации учебного процесса, а также по организации проживания обучающихся в общежитиях.

                В частности, в целях обеспечения безопасных условий учебного процесса рекомендуется в том числе:

                при необходимости пересмотреть режим работы, в т.ч. расписа-ние учебных занятий, практик, изменив время начала первого занятия (лекции) для разных учебных групп и время проведения перерывов, в целях максимального разобщения учебных групп;

                организовать учебные занятия без привлечения посторонних лиц, не являющихся студентами и сотрудниками данной образовательной организации, за исключением случаев, когда привлечение посторонних лиц необходимо для реализации образовательных программ;

                организовать максимальное проведение занятий по физической культуре на открытом воздухе с учетом погодных условий (обеспечить проведение занятий физкультурой в закрытых сооружениях с учетом разобщения по времени разных учебных групп).

 

                «Методические рекомендации по созданию и сопровождению деятельности межведомственных комиссий по вопросам организа-ции отдыха и оздоровления детей» (приложение к письму Минпрос-вещения России от 2 марта 2020 г. № Пз-300/06)

                Разъяснен порядок создания и функционирования межведомст-венных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления де-тей

                В целях содействия реализации высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов госу-дарственной власти субъектов РФ) и уполномоченными органами ис-полнительной власти субъектов РФ в сфере организации отдыха и оздо-ровления детей положений Федерального закона от 27.12.2019 N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в части создания дополнительных гарантий безопасности в сфере организации отдыха и оздоровления детей" разработаны Методические рекомендации.

                В частности, Минпросвещения России сообщает о необходимо-сти приведения нормативных правовых актов субъектов РФ, касающихся создания и функционирования межведомственных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, в соответствии с данным Федеральным законом, обратив особое внимание на то, что в настоящее время межведомственные комиссии создаются решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

 

                Постановление Конституционного Суда РФ от 4 июня 2020 г. № 27-П «По делу о проверке конституционности статьи 3.4 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реали-зации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Са-марской области» в связи с жалобой граждан Н.П. Барановой, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина»

                КС напомнил регионам о запрете произвольно ограничивать места проведения митингов.

                В ноябре прошлого года Конституционный Суд РФ признал не-конституционным запрет на проведение в Республике Коми митингов рядом со зданиями органов региональной и муниципальной власти. Ссылаясь на эту позицию, граждане пытались провести протестный ми-тинг в Самарской области, но получили отказ, который суды признали законным, поскольку региональный закон запрещает такие мероприятия рядом со школами, больницами, детсадами и храмами. Заявители обратились в КС.

                КС признал оспариваемые положения неконституционными. Они выходят за пределы законодательных полномочий регионов, так как несоразмерно ограничивают свободу мирных собраний. Регионы не наделены полномочием самостоятельного абстрактного расширения установленного федеральным законодателем перечня мест, где запрещаются массовые акции. Запрет нельзя оправдывать формальными ссылками на закон. В каждом конкретном случае следует оценивать угрозу общественному порядку и безопасности.

                Законодатели Самарской области, а также других регионов должны внести в региональные законы необходимые изменения. Феде-ральному законодателю предписано уточнить пределы полномочий ре-гиональных законодательных властей. Суды должны пересмотреть дела заявителей.

 

                Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 г. № 35-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жа-лобой гражданина Р.М. Четыза»

                КС предписал уточнить срок на подачу иска о компенсации мо-рального вреда, причиненного незаконным увольнением.

                Госслужащий успешно оспорил приказ об отчислении из Акаде-мии ФСИН, и его восстановили в должности курсанта. Затем он потре-бовал компенсации морального вреда, причиненного незаконным от-числением, но ему было отказано в связи с пропуском установленного ТК РФ трехмесячного срока на обращение в суд. По мнению суда, этот срок начинает течь, как и по основному спору, со дня незаконного от-числения. Следовательно, подавать такой иск надо было одновременно с основным.

                Конституционный Суд РФ с этим не согласился. Работ-ник/госслужащий вправе обратиться с отдельным иском уже после раз-решения основного спора. Но оспариваемая норма фактически приводит к тому, что на этот момент удовлетворение второго иска становится невозможным, что нарушает право заявителя на судебную защиту. Спорная норма ТК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку неопределенность в исчислении спорного срока - это конституционно значимый пробел. Законодателю предписано устранить его.

                Впредь до внесения изменений трехмесячный срок на обращение в суд следует исчислять с момента вступления в законную силу решения суда, которым были восстановлены права заявителя. Судебные решения по его делу подлежат пересмотру после внесения изменений в закон.

 

                Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2020 г. № 37-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 59, части 4 статьи 61 и части 4 статьи 63 Арбитражного процессу-ального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Александра» и гражданина К.В. Бударина»

                КС разъяснил, что не имеющие юридического образования ра-ботники организации вправе представлять ее в арбитражном суде наря-ду с адвокатами.

                При оспаривании решения налогового органа арбитражный ок-ружной суд не разрешил представлять организацию ее учредителю. У него не было полномочий единоличного исполнительного органа, а также высшего юридического образования. При этом профессиональ-ные юристы в деле участвовали. Заявители решили оспорить такие ог-раничения в Конституционном Суде РФ.

                КС признал спорные нормы АПК не противоречащими Консти-туции РФ. Они не запрещают вести в суде дела организации ее учреди-телю или работнику, не имеющему юридического образования, но ком-петентному в соответствующей области. Оспариваемые нормы лишь требуют, чтобы как минимум один из представителей был квалифици-рованным юристом. Арбитражные споры многообразны и сложны. Да-же самый опытный адвокат не может быть достаточно компетентным во всяком деле. Работники организации лучше осведомлены о специфике ее деятельности и являются специалистами в иных сферах, например в бухучете и налогообложении. Недопущение их к участию в деле несоразмерно ограничивает право организации на судебную защиту.

                Решения по делу заявителей должны быть пересмотрены.

 

                Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июля 2020 г. № 38-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жа-лобой гражданина М.А. Литвинова»

                КС разъяснил, что само по себе необоснованное обращение за налоговым вычетом еще не мошенничество.

                Гражданина осудили за неоднократное оформление налогового вычета на квартиру, который ему как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не пола-гался. Доводы защиты о его добросовестном заблуждении суды проиг-норировали. По мнению заявителя, обжалуемая им норма УК РФ некон-ституционна, поскольку позволяет привлекать налогоплательщика к ответственности за мошенничество без установления признаков обмана и возлагает на него наказание за ошибочные решения налоговых органов.

                Конституционный Суд РФ признал спорную норму не противо-речащей Конституции. Она не предполагает уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика за вычетом в случае, когда представленные им документы не имели признаков подделки или подлога, а налоговый орган сначала подтвердил, а потом опроверг право на вычет. Само по себе такое обращение не свидетельствует о мошенничестве. Граждане могут заблуждаться относительно основания для вычета, а незаконное его предоставление должно быть исключено сотрудниками налогового органа, для чего достаточно обычной внимательности и осмотрительности. Иное означало бы, что оценка поведения налогоплательщика зависит от решения должностных лиц, что нарушает принципы равенства и справедливости.

                Дело гражданина будет пересмотрено.

 

                Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. № 39-П «по делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.И.Пикулина»

                КС указал, что не прошедших в профильные классы школьников нельзя отчислять без предоставления им другой школы.

                Гражданин не смог оспорить в судах отчисление дочери из шко-лы, не прошедшей отбор в профильный десятый класс. Суды сослались в том числе и на то, что девочка по адресу регистрации не была терри-ториально прикреплена к этой школе.

                По жалобе заявителя Конституционный Суд РФ проверил спор-ные нормы Закона об образовании и признал их соответствующими Конституции. Школы вправе организовывать индивидуальный отбор при приеме на профильное обучение. Однако ввиду обязательности всех уровней образования указанные нормы предполагают, что детей нельзя отчислять без предоставления им гарантий продолжения непрофильного обучения, в том числе в другой территориально доступной школе.

 

                Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих произ-водство в суде апелляционной инстанции»

                ВС разъяснил особенности апелляционного производства по ад-министративным делам.

                Пленум ВС растолковал нормы КАС, регулирующие рассмотре-ние административных дел в апелляционном производстве.

                Судебный акт не вступает в законную силу, даже если обжалован только в части. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан доводами жалобы. Уважительной причиной для восстановления срока на обжалование может быть режим с ограничением свободного перемещения и нахождения людей в учреждениях.

                Недопустим формальный подход при оставлении жало-бы/представления без движения, если недостатки не препятствуют рас-смотрению дела. Неуплата госпошлины - не основание для возвращения дела в первую инстанцию. Вопрос о ее взыскании может разрешить суд апелляционной инстанции.

                Городским и районным прокурорам можно приносить представ-ление на судебные акты в соответствующий областной и равный ему суды.

                Правопреемникам разрешили подать апелляционную жалобу не-зависимо от того, привлекались ли они к участию в деле в первой ин-станции и был ли ранее разрешен вопрос о правопреемстве.

                По делам, которые рассматриваются в сокращенные сроки по правилам КАС, срок их рассмотрения начинает течь сразу после их по-ступления, а не после истечения срока апелляционного обжалования, как по остальным делам.

                Разъяснена возможность замены судьи при переходе в апелляции от административного судопроизводства к гражданскому. Судебные заседания можно проводить при помощи видеоконференцсвязи. Присутствие сторон и иных участников процесса не обязательно. Разъяснена возможность замены судьи при переходе в апелляции от административного судопроизводства к гражданскому. Отсутствие или неполнота аудиопротокола из-за технических сбоев, а также ошибка с территориальной подсудностью не относятся к безусловным основаниям для отмены решения.

 

                Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производ-ство в суде кассационной инстанции»

                ВС разъяснил судам порядок рассмотрения административных дел в кассационной инстанции.

                Судебные акты по административному делу в кассационном по-рядке могут обжаловать не только лица, которые подавали апелляцион-ную жалобу/представление, но и другие участники процесса. Такое пра-во есть и у лиц, не привлеченных к участию в деле, если их права и ин-тересы были затронуты или нарушены судебным актом. В интересах последних кассационное представление может быть принесено прокурором.

                Уполномоченный по правам человека вправе ходатайствовать о проверке судебного акта, независимо от участия в деле.

                Обращение в кассационный суд возможно, если судебный акт был обжалован в апелляционном порядке. Однако лица, не привлечен-ные к участию в деле, вправе обратиться в кассацию и в том случае, ес-ли судебный не обжаловался в апелляции.

                Определение о восстановлении пропущенного срока можно об-жаловать отдельно от основного судебного акта.

                Жалобы могут быть поданы непосредственно в кассацию, если кассационное производство уже возбуждено по жалобе другого лица.

                В числе уважительных причин пропуска срока на обжалование ВС указал введение режима повышенной готовности или ЧС.

                К жалобам больше не требуется прилагать надлежаще заверен-ные копии судебных актов.

                В судебном заседании суд вправе огласить лишь резолютивную часть кассационного определения, разъяснив, когда и где можно озна-комиться с мотивированным определением.

                Прежние разъяснения пленума ВС по указанному вопросу боль-ше не применяются.

 

 

                Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связан-ным с реализацией мер социальной поддержки отдельных катего-рий граждан (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 г.)

                ВС выразил правовые позиции по судебным спорам, связанным с соцподдержкой граждан.

                Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения судами спо-ров в 2017-2019 годах о соцподдержке граждан и пришел к следующим выводам.

                Дети-инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, назначен-ные консилиумом врачей по жизненным показаниям, даже если препа-раты не зарегистрированы в России и не включены в перечень ЖНВЛП. Аналогичную позицию занял суд, который обязал обеспечить дорогим препаратом взрослого инвалида, страдающего социально значимым заболеванием. Спорный препарат не входит в стандарт специализированной медпомощи, но его назначила врачебная комиссия по жизненным показаниям.

                Если медицинские документы о нуждаемости гражданина в бес-платном лекарстве оформлены неправильно - это не повод отказать ему. Составление документов - обязанность больницы, а не пациента.

                В другом деле суд обязал аптеку возместить ущерб страдающему онкозаболеванием инвалиду, который приобрел за свой счет дорогой препарат после отказа аптеки в его выдаче. При временном отсутствии препарата аптека обязана принять гражданина на отсроченное обслужи-вание, а не отзывать рецепт. Таким же образом в другом деле суд обязал ФСС возместить расходы на проезд ребенка-инвалида к месту лечения и обратно.

                Само по себе наличие долга по оплате за жилье не основание для отказа в компенсации оплаты коммунальных услуг. Если долг образо-вался по уважительным причинам, в соцподдержке не может быть отка-зано.

                Если прибывший в сельскую местность медработник имеет право на единовременную компенсацию, произвольный отказ властей от ее выплаты недопустим.

                Ряд споров связан с отказами работодателей в трудоустройстве инвалидов, направленных по квоте. Нельзя отказывать по причинам, не связанным с деловыми качествами работника, а также ссылаться на то, что на квотируемом рабочем месте нет специальных условий труда и рабочего места. В этом случае работодатель должен их создать.

 

                Обзор практики применения арбитражными судами положе-ний процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утвержден Президиумом Верховно-го Суда РФ 22 июля 2020 г.)

                ВС разъяснил некоторые вопросы обязательного досудебного порядка урегулирования арбитражного спора.

                Верховный Суд РФ разъяснил арбитражным судам, как приме-нять правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спо-ра.

                Указанный порядок необходим по взысканию долгов за услуги ЖКХ и необязателен по требованиям о возмещении вреда, об обраще-нии взыскания на заложенное имущество.

                Несовпадение сумм долга, неустойки, процентов в претензии и в иске не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка. Не-представление с исковым заявлением документов, подтверждающих соблюдение досудебного порядка - основание для оставления заявления без движения. Использование переговоров, медиации или иной прими-рительной процедуры считается досудебным урегулированием, только если это было предусмотрено договором.

                Также от договора зависит, можно ли направлять претензию электронной почтой. Такой документ не обязательно направлять цен-ным письмом с описью вложения. Претензию можно направить по адресу, указанному в договоре, а не по юридическому адресу ответчика.

                Соблюдение цессионарием досудебного порядка не требуется, если такой порядок был соблюден первоначальным кредитором до уве-домления должника об уступке права. Не требуется соблюдать такой порядок по требованиям, которые были изменены после подачи иска, если он был соблюден по первоначальным требованиям.

 

                Решение Верховного Суда РФ от 1 июня 2020 г. № АКПИ20-129

                Признаны недействующими положения порядка приема граждан на обучение как не соответствующие действующему законодательству в части приема на обучение братьев и сестер.

                Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.

                13 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 декаб-ря 2019 г. N 411-ФЗ, согласно которому пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ дополнен новым абзацем вторым, а статья 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошколь-ного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры".

                Оспариваемые взаимосвязанные нормативные положения Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, регламентирующие срок приема заявлений в первый класс отдельно для граждан, проживающих на закрепленной территории, и для детей, не проживающих на закрепленной территории (абзацы первый и третий пункта 14), а также закрепляющие преимущественное право детей граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательном учреждении в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории (пункт 16), не предусматривают указанного права преимущественного приема на обучение проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей по основным общеобразовательным программам начального общего образования.

                Требуемые дополнения в указанный порядок до настоящего вре-мени не внесены.

                В этой связи Верховный Суд РФ признал не действующими с 13 декабря 2019 г. абзацы первый и третий пункта 14, пункт 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам началь-ного общего, основного общего и среднего общего образования, утвер-жденного Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, в той мере, в какой данные нормативные положения в системе действую-щего правового регулирования не предусматривают право преимущест-венного приема проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей на обучение по основным общеобразовательным про-граммам начального общего образования в государственные и муници-пальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

 

                Письмо ФНС России от 17 августа 2020 г. № СД-4-11/13227@ «По вопросу получения налогоплательщиками социального нало-гового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере стои-мости лекарственных препаратов для медицинского применения»

                ФНС разъяснила, какими документами можно подтвердить на-значение лекарственных препаратов для целей получения налогового вычета

                Налогоплательщик имеет право на получение социального нало-гового вычета по НДФЛ, в частности в размере стоимости назначенных лечащим врачом лекарственных препаратов, и приобретаемых налого-плательщиком за счет собственных средств.

                Для реализации своих прав налогоплательщиком могут быть представлены любые документы, оформленные в соответствии с зако-нодательством и подтверждающие их назначение лечащим врачом, а также подтверждающие произведенные расходы.

                Если назначение лекарственных препаратов оформляется с ис-пользованием рецептурных бланков, то налогоплательщиком представ-ляется любой такой рецептурный бланк, оформленный медицинским работником.

                В тех случаях, когда назначение лекарственных препаратов не оформляется на рецептурном бланке, вместо него в качестве подтвер-ждения назначения возможно использование сведений из медицинской документации пациента.

 

                Письмо Министерства просвещения РФ от 9 апреля 2020 г. № ГД-180/03 «О методических рекомендациях»

                Рекомендован порядок проведения в организациях, осуществ-ляющих образовательную деятельность по образовательным програм-мам дошкольного образования, мероприятий, направленных на сниже-ние рисков распространения новой коронавирусной инфекции

                Сообщается, в частности, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов совместно с руководите-лями таких организаций на постоянной основе осуществляют монито-ринг потребности родителей (законных представителей) детей в посе-щении их детьми образовательных организаций в период введения не-рабочих дней. Руководители организаций обеспечивают работу дежур-ных групп и/или классов при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом дополнительных мер, направленных на недопущение распространения новой коронави-русной инфекции в субъекте РФ.

                Также до перехода функционирования организаций в штатный режим предлагается по возможности предусмотреть межведомственное взаимодействие органов власти регионов, осуществляющих государст-венное управление в сфере здравоохранения, с органами власти регио-нов, осуществляющими государственное управление в сфере образова-ния, и проработать вопрос взаимодействия медицинских организаций и образовательных организаций, функционирующих в режиме дежурных дошкольных групп, по обеспечению осмотров детей без посещения ме-дицинских организаций.

 

                Письмо Министерства просвещения РФ от 5 мая 2020 г. № ВБ-985/03 «О финансировании образовательной деятельности»

                Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся финансирования расходов на оплату труда работников, осуществляющих вспомогатель-ные функции при реализации образовательных программ дошкольного образования

                Указано, в частности, что при определении размера расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных обра-зовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение госгарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в составе расходов средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оплату труда работников образовательных организаций, должны быть предусмотрены расходы на оплату труда обслуживающего (вспомогательного) персонала, осуществляющего реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

                Так, например, отмечено, что лица, осуществляющие уборку тер-ритории (уборщик, дворник), выполняют вспомогательные функции при реализации образовательных программ дошкольного образования, поскольку выполнение указанными работниками своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, что является неотъемлемым условием сохранения здоровья обучающихся.

                Участие медицинских работников в деятельности образователь-ных организаций предусмотрено действующим законодательством, сле-довательно, оплата их труда должна осуществляться за счет субвенций субъекта РФ.

                Допускается не включение отдельно расходов на оплату труда должностей главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бух-галтера, если в таких расходах были учтены категории работников "ру-ководитель (заведующий) структурного подразделения" и "заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения", которые за-нимают вышеуказанные должности, так как в Едином квалификацион-ном справочнике должностей руководителей, специалистов и служа-щих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должности главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера не предусмотрены.

 

                Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июня 2020 г. № ВБ-1206/04 «О направлении Календаря образовательных событий на 2020/21 учебный год»

                Направлен новый календарь образовательных событий, приуро-ченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2020/21 учебный год

                Обновленный календарь представлен взамен ранее направленно-го Письмом Минпросвещения России от 29.05.2020 № ВБ-1164/04.

 

                Письмо Министерства просвещения РФ от 22 июня 2020 г. № ВБ-1352/08 «О направлении разъяснений»

                Разъяснены права педагогических работников, привлекаемых к организации отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное вре-мя. Минпросвещения России обращено внимание, в частности на сле-дующее:

                статьей 124 ТК РФ запрещено непредоставление ежегодного оп-лачиваемого отпуска в течение двух лет подряд;

                отзыв работника из отпуска и его согласие необходимо оформ-лять соответствующим распорядительным документом образовательной организации;

                по письменному заявлению работника часть отпуска, превы-шающая 28 календарных дней может быть заменена денежной компен-сацией, в том числе и в период работы (в таком случае за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата - компенса-ция и заработная плата).

                Сообщается также, что в некоторых случаях работники просят заменить часть отпуска денежной компенсацией, соглашаясь выполнять работу не по занимаемой должности, например, в оздоровительном ла-гере на оплачиваемой должности. В таких случаях нет необходимости осуществлять замену части отпуска на денежную компенсацию, по-скольку законодательство не запрещает работнику в период его отпуска выполнять другую оплачиваемую работу.

 

                Совместное письмо Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24, Министерства просвещения РФ № ГД-1192/03 от 12 августа 2020 г. «Об организации работы общеобразовательных организаций»

                В 2020/21 учебном году школы должны работать в штатном ре-жиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в ус-ловиях профилактики и предотвращения распространения COVID-19

                Администрациями общеобразовательных организаций организу-ются мероприятия разъяснительного характера для всех участников об-разовательного процесса (персонал, родители, обучающиеся), в т.ч. о мерах сохранения здоровья, профилактики и снижения рисков распро-странения COVID-19.

                Сообщается об утверждении СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-ции работы образовательных организаций и других объектов социаль-ной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к особому режиму работы в том числе образовательных организаций для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а также о применении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях". В частности, считается целесообразной организация проведения внеурочной деятельности в периоды каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

                На случай ухудшения эпидемиологической ситуации следует предусмотреть возможность дистанционного обучения.

 

                Письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 9 апреля 2020 г. № 190 «О необходимости соблюдения трудового законодательства образовательными организациями высшего образования при переводе работников на дистанционную работу в связи с распространением новой коронавирусной инфек-ции (COVID-19)»

                Перевод педагогических и иных работников на дистанционную работу является вынужденной мерой в нынешних условиях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

                Недопустимо направление работнику в любой форме (через рас-порядительный документ или устное распоряжение руководителя орга-низации или руководителей структурных подразделений) предложения оформить письменное заявление на предоставление отпуска без сохра-нения заработной платы, так как это может быть осуществлено только по инициативе и волеизъявлению самого работника.

                Также недопустимым является снятие выплат стимулирующего характера, в частности, по той причине, что в связи с переходом на дис-танционный режим работы якобы снижается производительность труда работников.

                Техническая невозможность осуществления дистанционной ра-боты не может являться основанием обязательности присутствия работ-ника на рабочем месте в условиях наличия угрозы здоровью и жизни работника или других граждан.

 

                Письмо Роспотребнадзора от 9 июня 2020 г. «Об организации питания обучающихся начальных классов в общеобразовательных организациях»

                На официальном сайте Роспотребнадзора размещены рекоменда-ции по организации питания обучающихся начальных классов в обще-образовательных организациях

                Сообщается, что Роспотребнадзором разработаны и размещены на официальном сайте:

                МР "Порядок организации родительского (общественного) кон-троля за организацией питания детей";

                МР "Рекомендации по организации горячего питания обучаю-щихся в общеобразовательных организациях".

                Указанные методические рекомендации детализируют требова-ния к организации питания, регламентированные действующими сани-тарными нормами и правилами, и предназначены в качестве методиче-ского инструмента реализации регионами на практике Послания Прези-дента РФ Федеральному Собранию 15.01.2020 об обеспечении 100% охвата обучающихся начальных классов бесплатным горячим здоровым питанием.

                В основу методических рекомендаций положены принципы здо-рового питания, способствующие укреплению здоровья и снижению риска развития заболеваний.

 

                Письмо Министерства юстиции РФ от 24 апреля 2020 г. № 11-48855/20

                Минюст России допускает применение телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания высшего органа юр-лица

                Сообщается, в частности, что решение собрания считается при-нятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от об-щего числа участников соответствующего гражданско-правового сооб-щества.

                Следовательно, квалифицирующими признаками очной формы проведения собрания высшего органа являются возможность идентифи-кации и установления факта непосредственного участия в нем соответ-ствующих лиц.

                В связи с этим использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы соб-рания, позволяющих обеспечить участие членов организации в проведении собраний высшего органа управления некоммерческой организации, возможно при условии обеспечения соблюдения всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов. При этом с учетом возможностей современных информационно-телекоммуникационных технологий рекомендуется в целях подтверждения факта участия в собрании заинтересованных лиц обеспечить применение соответствующих систем идентификации и контроля доступа.

                При использовании тех или иных информационно-телекоммуникационных технологий для проведения собрания необхо-димо четко разграничивать очную и заочную формы его проведения. Последствия нарушения порядка проведения собраний предусмотрены положениями статей 181.3 - 181.5 ГК РФ.

                Отмечается, что информация, изложенная в настоящем письме, не может рассматриваться в качестве официального разъяснения зако-нодательства РФ.

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образова-тельной деятельности по основным общеобразовательным про-граммам - образовательным программам дошкольного образова-ния»

                С 2021 г. устанавливаются новые правила организации и осуще-ствления деятельности по программам дошкольного образования. Они заменят правила 2013 г.

                Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную (для детей, нуждающихся в длительном лечении и специальных лечебно-оздоровительных мероприятиях) или комбинированную (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) направленность.

                Могут быть организованы также группы детей раннего возраста для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, группы по при-смотру и уходу без реализации образовательной программы для воспи-танников в возрасте от 2 месяцев, семейные дошкольные группы.

                Группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часов), полного дня (10,5-12 часов), продленного дня (13-14 часов) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей возможна организация работы групп также в выходные и праздники.

                Отдельно оговорены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ.

       Приказ Министерства просвещения РФ от 21 августа 2020 г. № 425 «Об утверждении Порядка взаимодействия региональных ин-формационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федераль-ного закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Рос-сийской Федерации», с федеральной информационной системой доступности дошкольного образования»

                Для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечения информированности родителей (законных представителей) детей о получении мест в детских садах создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования. Предусмотрено взаимодействие этих систем с федеральной системой. Минпросвещения определило порядок. Установлены технические требования к передаче информации.   

Постановление Пенсионного фонда России от 26 августа 2020 г. № 603п «Об утверждении Временного порядка предоставления госу-дарственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации»

                ПФР установил особенности предоставления своих госуслуг в 2020 г., обусловленные пандемией.

                Так, в зависимости от текущей эпидобстановки прием граждан в помещениях ведомства может быть организован по предварительной записи.

                Обратиться за получением госуслуги можно в дистанционной форме, в т. ч. по телефону или электронной почте. Прописан порядок идентификации гражданина в этих случаях. К примеру, паспортные данные проверяются через СМЭВ.

                Пенсия может назначаться на основании сведений, которые име-ются в распоряжении органа ПФР или содержатся в госинформсисте-мах. Гражданин уведомляется о принятом решении и о возможности представления дополнительных документов.

                Постановление действует до 1 января 2021 г.

 

                Письмо Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г. № 06-825 «Об организации мероприятий в условиях природной сре-ды»

                Организация и проведение мероприятий с детьми в условиях природной среды должны осуществляться с учетом сложившейся эпи-демической ситуации в конкретном регионе

                Сообщается, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и орга-низации работы образовательных организаций и других объектов соци-альной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распростра-нения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года N 16, деятельность детских лагерей палаточного типа приостановлена до 1 января 2021 года.

                Вместе с тем, организация и проведение мероприятий с детьми в условиях природной среды должны осуществляться с учетом сложив-шейся эпидемической ситуации в регионе, а также в соответствии с Приказом Минпросвещения России и Минэкономразвития России N 702/811 от 19 декабря 2019 года "Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий".

                На официальном сайте ФГБОУ ДО "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения" детскийотдых.рф размещена сле-дующая информация:

                перечень организаций, координирующих туристско-краеведческую деятельность с детьми в субъектах РФ (раздел "Детский отдых", подраздел "Организации, координирующие туристско-краеведческую деятельность с детьми");

                разъяснения по вопросам, связанным с организацией туристско-краеведческой деятельности с детьми в условиях природной среды (раз-дел "Детский отдых", подраздел "Нормативно-правовая база").

 

       Письмо Фонда социального страхования РФ от 13 августа 2020 г. № 02-09-14/15-03-18448

                Особенности исчисления пособий установлены Федеральным законом от 01.04.2020 N 104-ФЗ, согласно которому за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно пособие выплачивается в размере, исчисляемом исходя из МРОТ, в случае если указанное пособие, исчисленное в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ (с 01.01.2020 МРОТ составляет 12 130 рублей).

                Так, например: за период с 20.03.2020 по 31.03.2020 пособие ис-числяется в соответствии с общими правилами, предусмотренными За-коном N 255-ФЗ, а за период с 01.04.2020 по 05.04.2020 - с учетом по-ложений Закона N 104-ФЗ.

                При этом в случае если размер пособия по временной нетрудо-способности, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ, за ука-занный период в расчете за полный календарный месяц окажется мень-ше МРОТ (12 130 рублей), то пособие по временной нетрудоспособно-сти выплачивается в размере МРОТ, пропорциональном оплачиваемому периоду временной нетрудоспособности, а именно в размере 2 021,66 рубля (12 130 / 30 x 5)

Copyright © 2010-2024 Рязанская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Разработка и создание сайтов - КА62