Информационно-методический бюллетень №16

 

ИНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА И

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ПРОФОРГАНИЗАЦИЯМИ.

 

Рязань 2011

Просмотр в документе Word 138Кб

Уважаемые коллеги!

В соответствии с Трудовым кодексом РФ реализация права работников на представительство своих интересов во взаимоотношениях с работодателем осуществляется, как правило, профессиональными союзами, объединяющими большинство работников организации. Однако возникают ситуации, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. При таких обстоятельствах из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган), наличие которого не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

В связи с вопросами, возникающими на практике по поводу содержания понятия «иные представители работников», а также взаимоотношений профсоюзных органов с «иными представительными органами работников», специалистами аппарата ЦС Профсоюза подготовлен  комментарий к нормативно  правовым актам по данному вопросу.

Направляем его для использования в практической работе и надеемся, что материалы сборника окажут помощь  в разрешении указанных вопросов.

Председатель Рязанской областной

организации Профсоюза                                                   Е.А. Митина

 

Сводный комментарий

к нормативным правовым актам по вопросам представительства интересов работников

I. Общие положения о представительстве интересов работников

В соответствии с частью 1 статьи 31 ТК РФ для представительства интересов работников в социальном партнерстве на локальном уровне из числа работников может быть избран иной (нежели профсоюзный) представитель (представительный орган).

Реализация права работников на представительство своих интересов во взаимоотношениях с работодателем осуществляется, как правило, профессиональными союзами, объединяющими большинство работников организации. Но существует и такие случаи, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций  не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. При таких обстоятельствах из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган). Избрание этого представителя производится на общем собрании (конференции) работников. Следовательно, иные представители работников возможны, как правило, при отсутствии у работодателя профсоюзных организаций.

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию Международной организации труда № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностям» (принятой в г. Женеве 23.06.1972 г. на 56-ой сессии Генеральной  конференции Международной организации труда).

Представителей трудящихся Конвенция МОТ № 135 определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. К таким лицам Конвенция МОТ № 135 относит:

представителей профессиональных союзов — представителей назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов;

выборных представителей - свободно избранных трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране.

Конвенция МОТ № 135 предусматривает, что, когда на одном и том же   предприятии существуют как представители профессионального союза, так и    выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.

На основе приведенных положений Конвенции МОТ № 135 в ТК РФ предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (часть 2 статьи 31 ТК РФ).

II. Особенности правового статуса иных представителей

работников и взаимоотношений с профсоюзными организациями

Правоприменительная практика до настоящего времени складывалась таким образом, что эти органы играют скорее вспомогательную роль и не составляют какой-либо конкуренции традиционным профессиональным союзам.

Взаимоотношения профсоюзов и иных представительных органов работников должны строиться на принципах сотрудничества. Для этого профсоюзные работники должны хорошо представлять себе правовой статус «иных представительных органов работников».

Согласно статье 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение. Это право регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Организационно-правовые формы общественных объединений установлены в статье 7 указанного закона. Среди них есть такая форма, как орган общественной самодеятельности. Понятие этого вида общественного объединения раскрывается в статье 12, согласно которой орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, строит свою работу на основе  самоуправления и в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Орган общественной самодеятельности должен быть образован на общем собрании и представлять интересы всех работников.

Порядок создания органа общественной самодеятельности регулируется статьей 18 ФЗ «Об общественных объединениях». Введенный Трудовым кодексом РФ термин «представительный орган работников» представляет собой по существу, по терминологии закона об общественных объединениях, орган общественной самодеятельности. Поскольку данный орган является общественным объединением и в тоже время не ставит коммерческих целей, на него распространяется действие законов об общественных объединениях и о некоммерческих организациях.

Выстраивая отношения с данным органом в случае его создания в организации необходимо учитывать ряд моментов. Так, ТК РФ среди принципов социального партнерства закрепляет принцип полномочности представителей сторон.

Таким образом, профсоюзная организация в случае возникновения конфликтной ситуации при формировании «представительного органа работников» вправе потребовать подтверждения его полномочий.

Какие документы должны быть предъявлены этим органом для подтверждения своих полномочий и в случае отсутствия которых профсоюзная организация вправе требовать исключить его участие в отношениях социального партнерства в связи с отсутствием полномочий? Этот перечень устанавливается посредством анализа статьи 18 ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно ей правоспособность общественного объединения возникает с момента принятия решения о его создании, утверждении устава, формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов. Эти решения должны приниматься на общем собрании  коллектива работников (конференции), и содержаться в уставе (положении).

Легитимность перечисленных документов необходимо определять исходя из того, что собрание должно быть правомочным. Согласно статье 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» общее собрание (конференция)  коллектива работников по учреждению представительного органа работников правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов коллектива работников (либо избранных делегатов), так как вопросы формирования руководящих органов представительного органа работников и принятие уставных документов относятся к исключительной компетенции общего собрания (конференции) и должны приниматься квалифицированным большинством.

В случае если решение о создании представительного органа работников принималось на конференции, необходимо проверить наличие полномочий делегатов конференции. Их полномочия должны подтверждаться выписками из протоколов проведения общих собраний по подразделениям, которые, в свою очередь, должны иметь кворум для принятия решения, а именно - более двух третей членов данного подразделения организации. Выписки должны быть надлежащим образом оформлены.

В процессе взаимодействия с представительным органом работников необходимо установить круг вопросов, в решении которых он правомочен участвовать. Есть круг полномочий этого органа, который определяется из анализа текста Трудового кодекса РФ. Там, где Трудовой кодекс РФ прямо предписывает решение вопроса с учетом мнения представительного органа работников, это право реализуется представительным органом работников на основании закона. Что касается иных прав, то они должны соответствовать целям и задачам, которые установлены в уставных документах.

Профсоюзный орган, в противовес которому создан в организации «представительный орган работников», установил, что все требования закона о его правомочности выполнены (что само по себе достаточно сложно и сомнительно, что многие работодатели пойдут на такие трудозатраты по формированию альтернативных профсоюзу органов). В этом случае возникает задача в рамках закона найти пути взаимодействия с представительным органом работников в интересах членов профсоюза, объединенных в первичную профсоюзную организацию.

Прежде всего, наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК РФ). Кроме того, право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется не только в соответствии с Трудовым кодексом РФ, но и иными федеральными законами (ст. 52 ТК РФ). В то же время пункт 3 статьи 16 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет, что профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзная организация является законным представителем объединяемых ею членов по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений (т.е. уполномочена на представительство своими  уставными документами и законом).  Отсюда следует, что профсоюзная организация вправе делегировать своих представителей в представительный орган работников даже после избрания его общим собранием (конференцией) коллектива работников. Данный вывод прямо подтверждает часть 5 статьи 37 ТК РФ, которая гласит, что в случае если в организации для ведения коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора не создан представительный орган либо он создан решением общего собрания (конференции), любая профсоюзная организация вправе направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Преимущества и возможности первичной профсоюзной организации и совета трудового коллектива,  установленные законодательством РФ

 

Профсоюзный комитет

СТК

организационно-правовая форма

Коллегиальный орган профсоюзной общественной организации, конкретно указанной в ТК РФ

Орган общественной самодеятельности, не указанный в ТК РФ и  других законодательных актах

подотчётность работникам

Отчитывается перед профсоюзной организацией и вышестоящими профорганами

Законодательством не установлено

полномочия по защите прав работников

Установлены Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах…»

Трудовым кодексом РФ не установлены

гарантии защиты от дискриминации в сфере труда  при ведении  коллективных переговоров

Представители во время коллективных переговоров не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего на представительство (за исключением расторжения трудового договора за совершение проступка, за который предусмотрено увольнение, ст. 39 ТК РФ)

гарантии защиты от дискриминации в сфере труда  в связи с представительством

Увольнение по п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ председателя (заместителя председателя) профкома - только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, других членов профсоюза - с учетом мотивированного мнения профкома.

 

 

нет

право на информацию

Вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей информацию по социально-трудовым вопросам.

 

нет

право на контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Имеет право осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, требовать устранения выявленных нарушений. Работодатель обязан в недельный срок с момента получения требования об устранении нарушений сообщить о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

 

нет

ответственность работодателя за нарушение прав работников и игнорирование полномочий

представительного органа

 

ТК РФ предусматривает обязанность работодателя согласовывать проекты решений с профкомом и учитывать его мнение. За нарушение данных законодательных норм возможно привлечение работодателя к дисциплинарной, административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Ответственность работодателя перед СТК законодательством не предусмотрена.

способы воздействия на работодателя с целью достижения определённых результатов  в интересах работников

Выставление требований об устранении нарушений и привлечении к ответственности, обращения в органы прокуратуры, гострудинспекцию, суд. Эти способы регламентируются трудовым и гражданским законодательством. Реагировать на них работодатель обязан.

Действия СТК в данном направлении законодательством не регламентированы

принцип организационного

единства

Имеет возможность использовать материальный и организационно-правовой потенциал территориальной,  краевой организаций и Общероссийского профсоюза образования.

Может рассчитывать только на ограниченные возможности коллектива.

Copyright © 2010-2015 Рязанская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Разработка и создание сайтов - КА62