ПОЛОЖЕНИЕ

о правовой инспекции труда

Профсоюза работников народного

образования и науки РФ

(утверждено постановлением президиума

ЦК Профсоюза 4.10.2002 г. №11)

Просмотр в документе Word 85Кб

 

I. Общие положения

1.1. Правовая инспекция труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – правовая инспекция труда обкома Профсоюза) является региональной системой органов, осуществляющих  профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по другим социальным и трудовым вопросам в образовательных учреждениях различных типов и видов, организациях, предприятиях и учреждениях системы образования и науки  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), в которых работают члены Профсоюза на территории Рязанской области.

1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности  руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящим Положением.

1.3. Правовая инспекция труда Профсоюза при осуществлении своих полномочий взаимодействует с государственной инспекцией труда,  другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными  правоохранительными органами,  органами государственной власти,  органами местного самоуправления,  органами по охране труда и работодателями,  другими государственными и общественными организациями.

1.4. Правовая инспекция труда Профсоюза формируется на федеральном и территориальных уровнях организационной структуры Профсоюза, образуя систему профсоюзного контроля в организациях, в которых работают и обучаются члены Профсоюза.

Правовая инспекция труда Профсоюза является самостоятельным и независимым в своих оценках состояния и условий соблюдения трудового законодательства уполномоченным представительным органом  Профсоюза, который обеспечивает защиту социально-трудовых прав членов Профсоюза на всей территории РФ.

 

II. Функции правовой инспекции труда обкома Профсоюза

2. Правовая инспекция труда Профсоюза в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

2.1. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов в области социального партнерства, регулирования деятельности профсоюзов, занятости, приватизации, ликвидации и реорганизации в организациях, в которых работают члены Профсоюза.

2.2. Обеспечивает правовую и социальную защиту прав работников (членов Профсоюза) и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей, нарушающих или ограничивающих права работников, установленные международными нормами, законами и иными нормативными правовыми актами, а также социально-трудовых льгот и гарантий, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами.

2.3. Организует и проводит проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

2.4. Участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

2.5. Разрабатывает рекомендации, дает разъяснения по практике осуществления социального партнерства в отрасли, заключения коллективных договоров и соглашений, по вопросам применения трудового, пенсионного, жилищного законодательства, а также по вопросам социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей и другим социально-трудовым вопросам.

2.6. Обобщает и анализирует деятельность первичных и районных (городских) профсоюзных организаций, внештатных правовых инспекторов труда Профсоюза по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.7. Информирует соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства.

В случае невыполнения требований правовых инспекторов труда Профсоюза направляет в государственную инспекцию труда, органы прокуратуры сообщения о фактах нарушения трудового законодательства, законодательства о  профсоюзах и других нарушениях прав работников и их представителей.

2.8. Осуществляет взаимодействие с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления  по вопросам участия в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предварительного изучения проектов нормативных правовых актов,  затрагивающих социально-экономические и трудовые права и профессиональные интересы работников, и при необходимости вносит по ним предложения в руководящие органы  Профсоюза.

2.9. Взаимодействует с судебными и правоохранительными органами в целях формирования и изучения правоприменительной практики по вопросам правовой защиты работников.

2.10. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению правовых знаний по соблюдению трудового законодательства.

2.11. Вносит на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения трудового законодательства, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.12. Оказывает методическую и практическую помощь первичным и территориальным профсоюзным организациям, правовым инспекторам труда Профсоюза по проведению ими работы по контролю за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.13. Организует и проводит регулярное обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда Профсоюза и профсоюзного актива по вопросам применения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.

2.14. Оказывает помощь членам Профсоюза, первичным и территориальным профсоюзным организациям в подготовке исковых заявлений и других документов, необходимых для судебной и иной защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.

2.15. Ведет прием,  рассматривает заявления, жалобы и иные обращения членов Профсоюза, первичных и территориальных профсоюзных организаций  по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, принимает необходимые меры по устранению фактов нарушения трудового законодательства и прав заявителей, оказывает консультационную помощь членам Профсоюза по правовым вопросам.

 

III. Формирование правовой инспекции труда Профсоюза

3.1. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза осуществляет Президиум ЦК Профсоюза, текущее руководство осуществляет председатель Профсоюза.

3.2. Правовая инспекция труда Профсоюза формируется по отраслевому принципу на федеральном и территориальных уровнях структуры Профсоюза и состоит из правовой инспекции труда ЦК Профсоюза, возглавляемой главным  правовым инспектором труда ЦК Профсоюза, и правовых инспекций труда территориальных организаций Профсоюза, возглавляемых главными  правовыми инспекторами труда соответствующих руководящих органов территориальных профсоюзных организаций.

Правовые (главные правовые) инспектора труда Профсоюза являются штатными работниками аппаратов Профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.

3.3. На должность правового инспектора труда  Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное юридическое образование и  стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

На должность главного правового инспектора Профсоюза  назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет.

3.4. Правовой инспектор труда Профсоюза назначается и освобождается  от должности решением уполномоченного органа Профсоюза, территориальной профсоюзной организации.

3.5.  Профсоюз, территориальные профсоюзные организации  самостоя­тельно с учетом финансовых возможностей определяет штатную численность правовых инспекторов труда Профсоюза.

3.6. Председатель территориальной организации Профсоюза в обязательном порядке уведомляет ЦК Профсоюза и главного правового инспектора труда ЦК Профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности правовых инспекторов труда обкома Профсоюза.

3.7. Правовому инспектору труда обкома Профсоюза выдается удостоверение установленного образца (приложение 5).

Удостоверение заверяется печатью территориальной профсоюзной организации (Профсоюза) и подписывается председателем территориальной профсоюзной организации.

При освобождении от должности правового инспектора труда Профсоюза (при прекращении деятельности внештатного правового инспектора труда Профсоюза)  удостоверение подлежит возврату.

3.8. Правовой инспектор труда Профсоюза непосредственно подчиняется председателю территориальной профсоюзной организации (председателю Профсоюза), а также выполняет  решения, принятые руководящими органами Профсоюза, территориальных профсоюзных организаций  и главным правовым инспекторам труда ЦК Профсоюза в пределах своей компетенции.

3.9. Статус внештатного правового инспектора труда Профсоюза в отношении полномочий и ответственности приравнивается  к статусу  штатного правового инспектора труда Профсоюза.

3.10. Председатель территориальной профсоюзной организации вправе поручить правовому инспектору труда Профсоюза с учётом его знаний и практического опыта выполнять отдельные функции технического инспектора труда Профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием.

3.11. Правовые инспектора труда Профсоюза не реже чем раз в три года проходят обучение по утвержденной ЦК Профсоюза программе.

3.12. Правовой инспектор труда Профсоюза должен быть членом Профсоюза.

 

IV. Полномочия правовых инспекторов труда Профсоюза

4. Правовые инспектора труда Профсоюза имеют право:

4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями, их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4.2. В установленном порядке беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены Профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и составлять акт о выявленных нарушениях (форма № 3-ПИ, приложение 3).

4.3. Проводить консультации с работодателями, их представителями   по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

4.4. Обсуждать и получать от работодателей информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников организаций в области соблюдения их трудовых прав и профессиональных интересов, законности проведения реорганизации или ликвидации организаций.

4.5. Участвовать в разработке и осуществлении контроля за выполнением   коллективных договоров и соглашений.

4.6. Защищать права и интересы членов Профсоюза, выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе членов Профсоюза в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.

4.7. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 1–ПИ, приложение 1).

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, а также с изменениями условий труда.

4.9. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также согласовании их в установленном порядке, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

4.10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 2-ПИ, приложение 2).

4.11. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).

4.12. Получать для осуществления своей деятельности бесплатно и беспрепятственно от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, касающимся работников отрасли.

4.13. Главный правовой инспектор труда Профсоюза наряду с правами, указанными в пунктах 4.1 – 4.12 настоящего Положения, имеет право рассматривать возникшие разногласия между работодателями, их представителями и иными должностными лицами организаций (при их обращении) и правовыми инспекторами труда Профсоюза по вопросам, входящим в их компетенцию и принимать по ним решения.

4.14. Главный правовой инспектор труда ЦК Профсоюза выполняет функции по:

непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза, широкому информированию о ее деятельности;

координации работы правовых инспекторов труда Профсоюза,  оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;

осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых правовыми инспекторами труда обкома Профсоюза решений;

представлению в ЦК Профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности правовой инспекции труда Профсоюза и внесению предложений по ее совершенствованию и премированию правовых инспекторов труда Профсоюза;

организации обучения и повышения квалификации правовых инспекторов труда Профсоюза в соответствии с планами, утверждаемыми Президиумом ЦК Профсоюза.

3.14. Разногласия по решениям, принятым главным правовым инспектором труда ЦК Профсоюза, рассматриваются на заседании Президиума ЦК Профсоюза.

 

V. Заключительные положения

5.1. Жалобы на принятые решения внештатных правовых инспекторов  труда Профсоюза рассматриваются руководящим органом территориальной  организации Профсоюза, а при необходимости выборным профсоюзным органом вышестоящей организации Профсоюза. Окончательное решение принимает Президиум ЦК Профсоюза.

5.2. Правовой инспектор труда Профсоюза  ведет учет своей деятельности и отчитывается перед организацией, в которой он принят на работу.

5.3. Правовой инспектор труда Профсоюза ежегодно не позднее 1 февраля следующего за отчетным года представляет в ЦК Профсоюза отчет о своей работе по установленной форме (форма № 4-ПИ, приложение 4).

К отчету о работе правовой инспекции труда территориальной организации Профсоюза в обязательном порядке прилагается пояснительная записка с информацией, раскрывающей содержание отмеченных значком  «*» пунктов отчета, а также иная дополнительная информация правового характера.

5.4. Внештатный правовой инспектор труда Профсоюза освобождается от основной работы для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах, совещаниях, конференциях, съездах и в работе других выборных профсоюзных органов. Условия освобождения его от основной работы и порядок оплаты времени выполнения обязанностей правового инспектора труда Профсоюза и обучения определяются коллективным договором, соглашением.

 

Приложение 1

к Положению о правовой инспекции

труда Профсоюза работников народного

образования и науки РФ

Форма 1 ПИ

 

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ПРАВОВАЯ ИНСПЕЦИЯ ТРУДА ПРОФСОЮЗА

 

_______________________________________________________________

наименование территориальной организации Профсоюза

__________________________________________________

адрес, телефон

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ №_____    от «___»_________200 __г.

об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Кому_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

(должность, наименование организации, фамилия, имя, отчество)

 

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ, статьей 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:

 

№ пп

Перечень выявленных

на­рушений

Ссылка на нормативный

правовой акт

Сроки устранения

 

 

 

 

 

 

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прошу сообщить в правовую инспекцию труда Профсоюза в срок до  «__»_________200_г.

 

Правовой (главный правовой)

инспектор труда Профсоюза              _______________________________

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)

 

Представление получил

«___»___________200    г.                _________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

Примечание: Представление выдается лицу, нарушившему трудовое законо­дательство. Копии представления направляются руководителю организации и в выборный профсоюзный орган организации.

 

Приложение 2

к Положению о правовой инспекции

труда Профсоюза работников народного

образования и науки РФ

Форма 2 ПИ

 

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ПРАВОВАЯ ИНСПЕЦИЯ ТРУДА ПРОФСОЮЗА

 

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

наименование территориальной организации Профсоюза

________________________________________________________

адрес, телефон

 

ТРЕБОВАНИЕ №___ от «___»______________200    г.

о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права

Кому________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(должность, наименование государственного,

правоохранительного органа, организации, Ф.И.О)

 

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ, статьей 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности» обращаюсь с ТРЕБОВАНИЕМ о привлечении к_____________

________ответственности____________________________________________

(дисциплинарной, административной, уголовной) _________________________________________________________     за

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)

______________________________________________________________________________

(краткое изложение нарушений со ссылкой на статьи законов

и иных нормативных правовых актов)

 

О принятом решении прошу сообщить в правовую инспекцию труда Профсоюза в срок до «___»__________200__г.

 

Приложение: Представление №____ от «___»_______200_г.

 

Правовой (главный правовой)

Инспектор труда Профсоюза_______________________________________

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)

Приложение 3

к Положению о правовой инспекции

труда Профсоюза работников народного

образования и науки РФ

 

Форма № 3 ПИ

 

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ПРАВОВАЯ

 

ИНСПЕЦИЯ ТРУДА ПРОФСОЮЗА

____________________________________________________________________

наименование территориальной организации Профсоюза

____________________________________________________________________

адрес, телефон

 

АКТ

о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

Составлен правовым (главным правовым) инспектором труда Про­фсоюза                                         ______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

О нарушении трудового законодательства________________________________

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(краткое содержание нарушений трудового законодательства

с указанием статей правовых актов)

Объяснение должностного лица, допустившего нарушение: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

«___» _______________200    г.             _______________________

(подпись)

Решение правового (главного правового) инспектора труда Профсо-

юза________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Правовой (главный правовой)

инспектор труда Профсоюза                    __________________________________

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)

Примечание: Акт составляется в трех экземплярах: первый - выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство, второй - направляется руководителю организации, третий - передается в выборный профсоюзный орган организации.

Copyright © 2010-2015 Рязанская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Разработка и создание сайтов - КА62