МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
от 07.02.03 N 03-8ин/22-03 /11
Просмотр в документе Word 65кб
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322) (прилагается).
Приложение
к письму Минобразования России
и Профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации
от 07.02.03
№ 03-8ин/22-03 /11
В целях единообразного применения органами управления образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.06.2000г. № 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный № 2322) (далее - Положение), Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации разъясняют:
1. В соответствии с пунктом 1.8. Положения не допускается установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации, а также установление иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.
2. В соответствии с пунктом 2.2. Положения аттестация для каждого педагогического и руководящего работника осуществляется индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.
По письменному заявлению работника в случаях его временной нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.
До утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.
4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником аттестации на более высокую квалификационную категорию до истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в порядке, установленном Положением.
5. В соответствии с пунктом 2.6. Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием, методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства проходят аттестацию на общих основаниях.
6. Порядок формирования аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения.
7. На основании пункта 3.6. Положения представитель соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии любого уровня.
8. В соответствии с пунктом 3.2. Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений федерального подчинения только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения.
Присвоение работникам первой квалификационной категории в указанных случаях осуществляется руководителем образовательного учреждения.
9. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий, а присвоение высшей квалификационной категории – в компетенции соответствующих органов управления образованием, при которых созданы указанные аттестационные комиссии.
10. Проведение аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию центральной, главной и муниципальной аттестационными комиссиями Положением не предоставлено.
11. Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника осуществляется соответствующей аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует.
12. Для педагогических и руководящих работников, достигших пенсионного возраста, Положением не предусмотрено особого порядка аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих основаниях.
13. В соответствии с пунктом 4.1. Положения на основании решения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника.
14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификационной категории вносятся следующие записи:
в графе 1 – порядковый номер вносимой записи;
в графе 2 – дата решения аттестационной комиссии;
в графе 3 – «Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности «учитель», «преподаватель» (без указания преподаваемого предмета), «воспитатель» и т.п.; «присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «директор» (заведующий, начальник) и т.д.;
в графе 4 – дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию по должности руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям.
15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе:
при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины);
при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением;
при переходе работников с одной руководящей должности на другую руководящую должность из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение;
при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:
Должность, по которой присвоена квалификационная категория |
Должность, по которой может учитываться квалификационная категория, присвоенная по должности, указанной в графе 1 |
1 |
2 |
Учитель, преподаватель |
Воспитатель (независимо от места работы); социальный педагог, педагог-организатор; педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы профилю работы по основной должности); учитель, преподаватель, ведущий занятия по отдельным профильным темам из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) |
Старший воспитатель |
Воспитатель |
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки |
Учитель, преподаватель, ведущий занятия с обучающимися по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки (ОБЖ) сверх учебной нагрузки, входящей в основные должностные обязанности; учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания) |
Руководитель физвоспитания |
Учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания), инструктор по физкультуре; учитель, преподаватель, ведущий занятия из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
|
Мастер производственного обучения |
Учитель труда, преподаватель, ведущий преподавательскую работу по аналогичной специальности, инструктор по труду, педагог дополнительного образования (по аналогичному профилю)
|
Учитель трудового обучения (технологии) |
Мастер производственного обучения, инструктор по труду |
Учитель-дефектолог, учитель логопед |
Учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (независимо от преподаваемого предмета либо в начальных классах) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, воспитатель, педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы профилю работы по основной должности)
|
Учитель музыки общеобразовательного учреждения, преподаватель учреждения среднего профессионального образования |
Преподаватель детской музыкальной школы (школы искусств, культуры), музыкальный руководитель, концертмейстер
|
Преподаватель детской музыкальной, художественной школы, школы искусств, культуры, музыкальный руководитель, концертмейстер |
Учитель музыки общеобразовательного учреждения, преподаватель учреждения среднего профессионального образования
|
Старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, в т.ч. ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП |
Учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания), инструктор по физкультуре
|
Преподаватель учреждения начального или среднего профессионального образования |
Учитель того же предмета в общеобразовательном учреждении |
Учитель общеобразовательного учреждения |
Преподаватель того же предмета в учреждении начального и среднего профессионального образования.
|
Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника.
16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием.
Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории - федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий - местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, орган управления образованием субъекта Российской Федерации может принять общее решение по данному вопросу.
Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.
17. В соответствии с пунктом 4.3. Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Административная процедура рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.