Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ

 

О внесении изменений в Федеральный закон

"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Просмотр в документе Word 53кб

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4920; 2003, № 1, ст. 13; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 8, ст. 605; 2006, № 23, ст. 2384; 2008, № 30, ст. 3612) следующие изменения:

1) в статье 27:

а) пункт 1 дополнить подпунктами 16 - 21 следующего содержания:

"16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.";

2) в статье 28:

а) подпункты 7 - 12 пункта 1 признать утратившими силу;

б) пункт 3 признать утратившим силу;

3) в статье 28.1 слова "с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона" заменить словами "с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона";

4) в статье 30:

а) в пункте 5:

в абзацах первом и втором слова "и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28" исключить;

абзац третий признать утратившим силу;

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки:

застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.".

 

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения подпунктов 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года.

3. Положение абзаца второго пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

4. Сохраняются размеры страховой части трудовых пенсий, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с применением абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".


Хмельков С.Б.

Заместитель заведующего правовым отделом

ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Краткий комментарий

к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, касающейся вопросов досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения в ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ о трудовых пенсиях). Так, пункт 1 статьи 27 дополнен подпунктом 19, который  предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ о трудовых пенсиях лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Одновременно соответствующая норма подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного закона признана утратившей силу.

Комментируя внесенные изменения, следует обратить внимание на то, что теперь из текста нормы исключено указание на то, что досрочно назначается трудовая пенсия лицам, работавшим в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Это связано с тем, что данное положение закона фактически не применялось в связи принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П.

Напомним, что данным решением признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.

Именно поэтому в статье 2 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ установлено, что положения подпунктов 19 - 21 пункта 1 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях (в редакции указанного Федерального закона) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года, то есть с даты принятия Постановления Конституционного Суда РФ.

Изменения, внесенные комментируемым законом, связаны прежде всего с упорядочением правового регулирования внутри Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, в статье 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены категории граждан, которые в связи со своей профессиональной деятельностью в определенной сфере имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии, а в статье 28 - определены другие отдельные категории граждан, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ изложен в новой редакции пункт 2 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях, в соответствии с которым списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Установлено также, что в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, в законе появилось новое понятие «тождественность профессиональной деятельности», разъяснение которого, скорее всего, будет содержаться в соответствующем нормативном правовом акте Правительства РФ (в настоящее время устанавливается тождество наименований профессий, должностей и организаций).

Пункт 3 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях также изложен в новой редакции и предусматривает, что условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Следовательно, в будущем предполагается регулировать назначение профессиональных пенсий специальным федеральным законом о профессиональных пенсионных системах. При этом остается открытым вопрос, будут ли относиться к числу лиц, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работники государственных и муниципальных учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, и будут ли создаваться профессиональные пенсионные системы в отношении работников бюджетной сферы? Нет ясности и в том, в каком порядке будет формироваться пенсионный капитал, как изменится порядок назначения профессиональных пенсий по сравнению с назначением трудовых пенсий, за счёт каких источников и в каком размере они будут исчисляться, каковы риски замены трудовой пенсии на профессиональную пенсию.

Таким образом, комментируемые изменения в пенсионном законодательстве не затрагивают действующий порядок и условия досрочного назначения трудовой пенсии педагогическим работникам учреждений для детей. На сегодняшний день необходимо исходить из того, что порядок и условия назначения трудовых пенсий в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей остается прежним.

Copyright © 2010-2015 Рязанская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Разработка и создание сайтов - КА62