26.06.2003 № 14-55-784ин/15
Ректорам высших учебных
заведений Российской
Федерации
Направляем для практического использования Примерные нормы времени для расчёта объёма учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, разработанные в соответствии с планом мероприятий по реализации Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.
Примерные нормы обсуждались на совещании проректоров по учебной работе, которое проводилось в январе 2003 года на базе МИСиС.
Министр В.М. Филиппов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Минобразования России
от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15
Примерные нормы времени для расчета объема
учебной работы и основные виды учебно-методической,
научно-исследовательской и других работ,
выполняемых профессорско-преподавательским составом
в образовательных учреждениях высшего
и дополнительного профессионального образования
Просмотр в документе Word 85Кб
1. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Для работников образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов и неделю.
1.2. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.
1.3. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в учебном году.
1.4. Данные примерные нормы разработаны для традиционном лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат.
1.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ.
2. УЧЕБНАЯ РАБОТА
№ п/п |
Виды работ |
Норма времени |
Примечания |
|
|||
2.1. |
Чтение лекций (студенты и аспиранты) |
1 час за 1 акад. час |
|
2.2. |
Проведение практических, занятий, семинаров (студенты и аспиранты)
|
1 час на группу за 1 акад. час |
В дисплейных классах, по медицинским, лингвистическим и художественным дисциплинам группа может делиться на 2-3 подгруппы с учетом специфики подготовки |
2.3. |
Проведение лабораторных работ
|
1 час на группу (подгруппу) за 1 акад. час |
Подгруппа не менее 8 чел. По медицинским дисциплинам подгруппа может быть уменьшена до 6 человек |
2.4. |
Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций, деловых игр, анализа конкретных ситуаций, решения производственных задач и т.д. |
1 час за 1 акад. час каждому преподавателю, участвующему в проведении |
Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения
|
2.5. |
Проведение выездных тематических занятий на предприятиях и в организациях |
1 час за 1 акад. час на группу (подгруппу) |
|
|
|||
2.6. |
Проведение консультаций по учебным дисциплинам |
От общего числа лекционных часов на изучение каждой дисциплины по учебному плану на 1 группу: |
|
2.7. |
Проведение консультаций перед экзаменами |
Перед вступительным испытанием – 2 часа на поток, перед промежуточной аттестацией – 2 часа на группу, перед итоговой аттестацией студентов и аспирантов – 2 часа на группу |
|
2.8. |
Индивидуальные консультации по программам дополнительного профессионального образования |
При сроке обучения: |
|
Контроль |
|||
2.9. |
Прием устных и письменных вступительных экзаменов в вузы и выпускных экзаменов на подготовительных отделениях |
4 часа на проведение экзамена на поток поступающих; |
Работу проверяет один преподаватель
|
2.10. |
Перепроверка работ на вступительных экзаменах |
0,2 часа на каждую работу |
Выборочная проверка до 10% от общего числа работ |
2.11. |
Проведение собеседования с поступающими на программы дополнительного профессионального образования
|
0,25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего |
|
2.12. |
Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ |
0,35 – 0,5 часа на студента при устном экзамене;при междисциплинарном экзамене – до 1 часа на каждого студента; |
|
2.13. |
Прием зачетов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прием переаттестаций у студентов, поступивших на обучение в сокращенные сроки |
0,25 – 0,35 часа на одного студента в зависимости от особенности дисциплины; |
|
2.14. |
Проверка, консультации и прием контрольных, расчетно-графических работ, расчетных заданий, домашних заданий и рефератов, историй болезней, протоколов, актов и других работ, а также отчетов по практике |
До 0,4 часа за одно задание, но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр; |
Подготовка студенческих работ в области изобразительных, декоративно-прикладных искусств и дизайна на просмотры – до 12 часов на 1 мероприятие каждому преподавателю; |
2.15. |
Рецензирование и консультирование рефератов по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования |
До 1 часа на реферат по программам подготовки бакалавров и специалистов; |
|
2.16. |
Рецензирование контрольных работ студентов – заочников |
До 1 часа на одну работу |
|
2.17. |
Государственные экзамены |
0,5 часа на одного экзаменующегося каждому члену экзаменационной комиссии; |
Состав комиссии не более 8 человек |
2.18. |
Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования |
До 3 часов на работу |
|
2.19. |
Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования |
0,5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии |
Не более 6 часов в день; состав комиссии не более 5 человек |
2.20. |
Рецензирование реферата в аспирантуре и материалов диссертационного исследования докторантов |
3 часа за 1 печатный лист |
|
2.21. |
Прием вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов |
До 1 часа на одного поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору |
|
2.22. |
Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени |
Кандидатская работа – 3 часа. |
|
|
|||
2.23. |
Руководство учебной, производственной, в том числе преддипломной научно-педагогической, педагогической практиками (включая проверку отчетов и прием зачета) студентов и аспирантов |
От 3 до 6 часов за рабочий день на группу (подгруппу); |
С учетом специфики практики, выезда в другие населенные пункты и деления группы на подгруппы |
2.24. |
Руководство практикой, проводимой по индивидуальным планам студентов |
До 1 часа в неделю на каждого студента |
|
2.25. |
Руководство стажировкой по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях и в организациях с проверкой отчетов |
До 5 часов на каждого слушателя в неделю |
Не более 6 слушателей на одного преподавателя |
|
|||
2.26. |
Руководство факультетом (в т.ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т.п.) |
До 300 часов |
|
2.27. |
Руководство кафедрами (в т.ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры) |
Заведующему кафедрой 60-100 часов в год при числе сотрудников 50 и более; |
При условии, если заведующий кафедрой работает на общественных началах без оплаты, часть этих часов может быть выделена одному из преподавателей – членов кафедры |
2.28. |
Руководство научно-исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов) |
До 1 часа в неделю на студента |
|
2.29. |
Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых работ |
От 1 до 3 часов на работу, в том числе 0,3 часа на прием каждому преподавателю |
Число курсовых работ не более 5 в семестр |
2.30. |
Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых проектов |
До 4 часов на один проект по всем видам работ; в том числе до 0,5 часа на рецензирование и 0,3 часа на прием каждому преподавателю |
Число курсовых проектов не более 2 в семестр |
2.31. |
Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров |
До 25 часов на каждого студента – выпускника, в т.ч.: |
Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел. |
2.32. |
Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров |
До 25 часов на каждого студента – выпускника, в т.ч.: |
Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел. |
2.33. |
Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров |
До 40 часов на каждого студента – выпускника в т.ч.: |
Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел. |
2.34. |
Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования |
До 10 часов на работу, включая консультации и рецензирование |
|
2.35. |
Руководство подготовкой студента в магистратуре |
До 30 часов на каждого магистранта ежегодно |
|
2.36. |
Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре |
До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов) |
|
2.37. |
Руководство аспирантом, ординатором, интерном |
50 часов в год |
Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814 |
2.38. |
Руководство соискателем или стажером |
25 часов в год |
Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814 |
2.39. |
Научные консультации докторанта |
50 часов в год |
Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814 |
Примечания:
1. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение студентов на потоки определяется особенностями основных образовательных программ.
2. Под термином " группа" подразумевается "академическая " группа численностью 25 человек.
3. Учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплаты труда преподавателей - почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм.
4. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждении высшего и дополнительного профессионального образования.
5. Курсовые работы и проекты рассматриваются как форма отчетности.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
К видам учебно-методических работ, относятся:
3.1. Подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных занятий, раздаточного материала для лекционных и практических занятий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ.
3.2. Составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям.
3.3. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.
3.4. Переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам.
3.5. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.
3.6. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.п.).
3.7. Работа в научно-методических советах Минобразования России, президиумах и советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых Минобразованием России или учредителями.
3.8. Работа в редколлегиях научных журналов и т.п. органах.
3.9. Работа в методическом совете.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
К видам организационно-методических работ, относятся:
4.1. Работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.).
4.2. Работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.).
4.3. Работа в приёмной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии).
4.4. Работа в Учёном совете вуза, факультета, диссертационном совете.
4.5. Руководство студенческими группами (курсами).
5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
5.1. Преподаватель обязан обеспечить соответствующей учебно-методической документацией все виды работ, перечисленных в разделе 2 "Учебная работа".
5.2. Администрация вуза планирует преподавателю учебную, учебно-методическую, организационно-методическую и другие виды работ, исходя из установленного рабочего времени - 36 часов в неделю.