26.06.2003 № 14-55-784ин/15

Ректорам высших учебных
заведений Российской
Федерации

 

Направляем для практического использования Примерные нормы времени для расчёта объёма учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, разработанные в соответствии с планом мероприятий по реализации Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.
Примерные нормы обсуждались на совещании проректоров по учебной работе, которое проводилось в январе 2003 года на базе МИСиС.


Министр                             В.М. Филиппов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Минобразования России
от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15

 

Примерные нормы времени для расчета объема

учебной работы  и основные виды учебно-методической,

научно-исследовательской и других работ,

выполняемых профессорско-преподавательским составом

в образовательных учреждениях высшего

и дополнительного профессионального образования

Просмотр в документе Word 85Кб

 

1. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Для работников образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов и неделю.
1.2. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.
1.3. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в учебном году.
1.4. Данные примерные нормы разработаны для традиционном лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат.
1.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ.

2. УЧЕБНАЯ РАБОТА

№ п/п

Виды работ

Норма времени
в часах

Примечания


Аудиторные занятия

2.1.

Чтение лекций (студенты и аспиранты)

1 час за 1 акад. час

 

2.2.

Проведение практических, занятий, семинаров (студенты и аспиранты)

 

1 час на группу за 1 акад. час

В дисплейных классах, по медицинским, лингвистическим и художественным дисциплинам группа может делиться на 2-3 подгруппы с учетом специфики подготовки

2.3.

Проведение лабораторных работ

 

1 час на группу (подгруппу) за 1 акад. час

Подгруппа не менее 8 чел. По медицинским дисциплинам подгруппа может быть уменьшена до 6 человек

2.4.

Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций, деловых игр, анализа конкретных ситуаций, решения производственных задач и т.д.

1 час за 1 акад. час каждому преподавателю, участвующему в проведении

Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения

 

2.5.

Проведение выездных тематических занятий на предприятиях и в организациях

1 час за 1 акад. час на группу (подгруппу)

 

 


Консультации

2.6.

Проведение консультаций по учебным дисциплинам

От общего числа лекционных часов на изучение каждой дисциплины по учебному плану на 1 группу:
5% - по очной группе обучения;
10%- по очно-заочной (вечерней) форме обучения;
15% - по заочной форме обучения и экстернату

 

2.7.

Проведение консультаций перед экзаменами

Перед вступительным испытанием – 2 часа на поток, перед промежуточной аттестацией – 2 часа на группу, перед итоговой аттестацией студентов и аспирантов – 2 часа на группу

 

2.8.

Индивидуальные консультации по программам дополнительного профессионального образования

При сроке обучения:
от 4 до 6 месяцев – 40 часов и при сроке обучения от 1 до 3 месяцев – 20 часов на каждого слушателя

 

 

Контроль

2.9.

Прием устных и письменных вступительных экзаменов в вузы и выпускных экзаменов на подготовительных отделениях

4 часа на проведение экзамена на поток поступающих;
0,3 часа на проверку каждой письменной работы;
0,25 часа каждому их экзаменаторов на каждого экзаменующегося на устном экзамене

Работу проверяет один преподаватель

 

2.10.

Перепроверка работ на вступительных экзаменах

0,2 часа на каждую работу

Выборочная проверка до 10% от общего числа работ

2.11.

Проведение собеседования с поступающими на программы дополнительного профессионального образования

 

0,25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего

 

2.12.

Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ

0,35 – 0,5 часа на студента при устном экзамене;при междисциплинарном экзамене – до 1 часа на каждого студента;
при письменном экзамене – 2 часа на поток;0,3 часа на проверку каждой письменной работы

 

2.13.

Прием зачетов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прием переаттестаций у студентов, поступивших на обучение в сокращенные сроки

0,25 – 0,35 часа на одного студента в зависимости от особенности дисциплины;
до 0,5 часа по дисциплинам искусства и культуры

 

2.14.

Проверка, консультации и прием контрольных, расчетно-графических работ, расчетных заданий, домашних заданий и рефератов, историй болезней, протоколов, актов и других работ, а также отчетов по практике

До 0,4 часа за одно задание, но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр;
для медицинских дисциплин – проверка уч. истории болезни – до 1 часа

Подготовка студенческих работ в области изобразительных, декоративно-прикладных искусств и дизайна на просмотры – до 12 часов на 1 мероприятие каждому преподавателю;
участие в просмотрах студенческих работ – до 6 часов каждому преподавателю на 1 мероприятие

2.15.

Рецензирование и консультирование рефератов по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования

До 1 часа на реферат по программам подготовки бакалавров и специалистов;
до 3 часов на реферат по программам подготовки магистров

 

2.16.

Рецензирование контрольных работ студентов – заочников

До 1 часа на одну работу

 

2.17.

Государственные экзамены

0,5 часа на одного экзаменующегося каждому члену экзаменационной комиссии;
до 1 часа на одного экзаменующегося по медицинским специальностям и специальностям искусства и культуры каждому члену комиссии

Состав комиссии не более 8 человек

2.18.

Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования

До 3 часов на работу

 

2.19.

Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования

0,5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии

Не более 6 часов в день; состав комиссии не более 5 человек

2.20.

Рецензирование реферата в аспирантуре и материалов диссертационного исследования докторантов

3 часа за 1 печатный лист

 

2.21.

Прием вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов

До 1 часа на одного поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору

 

2.22.

Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени

Кандидатская работа – 3 часа.
Докторская работа – 5 часов

 


Практика

2.23.

Руководство учебной, производственной, в том числе преддипломной научно-педагогической, педагогической практиками (включая проверку отчетов и прием зачета) студентов и аспирантов

От 3 до 6 часов за рабочий день на группу (подгруппу);
До 8 часов за рабочий день на группу (подгруппу) при проведении полевых практик

С учетом специфики практики, выезда в другие населенные пункты и деления группы на подгруппы

2.24.

Руководство практикой, проводимой по индивидуальным планам студентов

До 1 часа в неделю на каждого студента

 

2.25.

Руководство стажировкой по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях и в организациях с проверкой отчетов

До 5 часов на каждого слушателя в неделю

Не более 6 слушателей на одного преподавателя


Руководство

2.26.

Руководство факультетом (в т.ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т.п.)

До 300 часов

 

2.27.

Руководство кафедрами (в т.ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры)

Заведующему кафедрой 60-100 часов в год при числе сотрудников 50 и более;
50-80 часов в год при числе сотрудников от 31 до 49;
40-60 часов в год при числе сотрудников 30 и менее

При условии, если заведующий кафедрой работает на общественных началах без оплаты, часть этих часов может быть выделена одному из преподавателей – членов кафедры

2.28.

Руководство научно-исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов)

До 1 часа в неделю на студента

 

2.29.

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых работ

От 1 до 3 часов на работу, в том числе 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых работ не более 5 в семестр

2.30.

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых проектов

До 4 часов на один проект по всем видам работ; в том числе до 0,5 часа на рецензирование и 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых проектов не более 2 в семестр

2.31.

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров

До 25 часов на каждого студента – выпускника, в т.ч.:
руководство и консультирование – 20 час.;
допуск к защите до 1 часа;
председателю – 1 час;
членам экзаменационной комиссии – до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел.

2.32.

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров

До 25 часов на каждого студента – выпускника, в т.ч.:
руководство и консультирование – 20 час.;
допуск к защите до 1 часа;
председателю – 1 час;
членам экзаменационной комиссии – до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел.

2.33.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров

До 40 часов на каждого студента – выпускника в т.ч.:
руководство и консультирование – 30 часов;
рецензирование – 4 часа;
допуск к защите – 1 час;
председателю экзаменационной комиссии – 1 час;
членам экзаменационной комиссии – до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел.

2.34.

Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования

До 10 часов на работу, включая консультации и рецензирование

 

2.35.

Руководство подготовкой студента в магистратуре

До 30 часов на каждого магистранта ежегодно

 

2.36.

Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре

До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов)

 

2.37.

Руководство аспирантом, ординатором, интерном

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814

2.38.

Руководство соискателем или стажером

25 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814

2.39.

Научные консультации докторанта

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814

Примечания:

1. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение студентов на потоки определяется особенностями основных образовательных программ.
2. Под термином " группа" подразумевается "академическая " группа численностью 25 человек.
3. Учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплаты труда преподавателей - почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм.
4. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждении высшего и дополнительного профессионального образования.
5. Курсовые работы и проекты рассматриваются как форма отчетности.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

К видам учебно-методических работ, относятся:
3.1. Подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных занятий, раздаточного материала для лекционных и практических занятий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ.
3.2. Составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям.
3.3. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.
3.4. Переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам.
3.5. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.
3.6. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.п.).
3.7. Работа в научно-методических советах Минобразования России, президиумах и советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых Минобразованием России или учредителями.
3.8. Работа в редколлегиях научных журналов и т.п. органах.
3.9. Работа в методическом совете.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

К видам организационно-методических работ, относятся:
4.1. Работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.).
4.2. Работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.).
4.3. Работа в приёмной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии).
4.4. Работа в Учёном совете вуза, факультета, диссертационном совете.
4.5. Руководство студенческими группами (курсами).

5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

5.1. Преподаватель обязан обеспечить соответствующей учебно-методической документацией все виды работ, перечисленных в разделе 2 "Учебная работа".
5.2. Администрация вуза планирует преподавателю учебную, учебно-методическую, организационно-методическую и другие виды работ, исходя из установленного рабочего времени - 36 часов в неделю.

Copyright © 2010-2024 Рязанская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Разработка и создание сайтов - КА62